Он поможет всегда! Олегу Добродееву – 65. Без него не было бы современного телевидения
20:32 27/10/202428 октября исполняется 65 лет одному из основателей современного российского телевидения, генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву. О юбиляре рассказывает обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.
«В кабинет привели молодого человека, о котором сказали: «Вот посмотрите, может быть, он вам пригодится». Я посмотрел и решил, что молодому человеку, которому, скорее всего, неполных было 24 года, у которого за плечами был уже Истфак Московского университета, человеку, который владеет французским языком, самое место у нас в редакции в международном отделе», – рассказал главный редактор главной редакции информации ЦТ в 1983-1988 гг. Григорий Шевелев.
Вузовская специализация – наполеонистика. Потом работа в Институте США и Канады. И вот научный сотрудник становится младшим редактором.
«В редакцию информации приходили такие асы международной журналистики, как Всеволод Овчинников, Спартак Белов, Бовин. Это такие уровни, с ними работали редакторы, каким поначалу был и Олег Добродеев», – отметил Григорий Шевелев.
Добродеев делает материалы из пленок от партнерских зарубежных телекомпаний. У таких сюжетов в редакции и свое шутливое название есть.
«Трехгрошовая опера, трехрублевая опера. Три рубля был гонорар за каждый сюжет, сделанный на основе такой пленки. Олег тогда уже заметно выделялся. И то, что он знал блестяще французский язык, Францию, помогло ему потом во время визита Горбачева в Париж. Он отработал тогда как никто другой во время женской программы Раисы Максимовны», – рассказал обозреватель Службы информации НТВ Владимир Кондратьев.
Тут, возможно, гены помогают. Его отец – известный сценарист Борис Добродеев. В 1965-м работал над фильмом «Первый учитель» по одноименной повести Чингиза Айтматова. Режиссер – тогда еще совсем молодой Андрей Кончаловский. Картина для советского кинематографа получилась слишком необычной, ее даже хотели запретить.
«Не приняли, и тогда Чингиз пошел в ЦК в Москве к секретарю Суслову. И он своей грудью, на которой висела медаль лауреата Ленинской премии, конечно, пробил путь картине», – рассказал режиссер Андрей Кончаловский.
Кроме того, Добродеева-старшего считают основоположником биографического жанра в документальном кино.
«Я понял, что так же, как и игровому кино, необходима драматургия. Эта драматургия, но совершенно особая, необходима и документальному фильму», – говорил сценарист Борис Добродеев, отец Олега Добродеева.
Вот и его сын постоянно ищет новые формы и форматы. Создает на первой кнопке телевизионную службу новостей. Выпуски поздно вечером завершают вещание.
«Информационные приоритеты выстраивались в соответствии с мировыми стандартами, то есть какие-то события: происшествия, сенсации – выносились вперед. А в то время программа «Время» среди народа называлась так: «Все о вожде и немножко о дожде», – рассказал журналист, в 1990-1991 гг. – руководитель программы «ТСН» Александр Гурнов.
Эксперименты продолжаются. Добродеев пробует себя в качестве ведущего в утренней программе «120 минут», а потом создает первую в стране итоговую информационную программу «7 дней». Уже в качестве редактора. Здесь повторяется история его отца: власти считают, что программа слишком острая, и ее закрывают.
В то время в стране – разброд и шатание. У каждой республики появляются свои собственные телекомпании, в том числе у РСФСР – ВГТРК. Сюда в 1990-м и уходит Добродеев вместе с командой делать принципиально новый телевизионный продукт.
«Могу сказать, что сегодняшний руководитель ВГТРК Олег Добродеев думал целых 45 секунд. А был он ни много, ни мало заместителем главного редактора программы «Время». Тогда это было «ух», генеральская должность», – подчеркнул Анатолий Лысенко – в 1990-1996 гг. генеральный директор ВГТРК.
«Вести» – в студии вместо привычных дикторов появляются журналисты. Это настоящий прямой эфир, живой.
«Режиссерская кнопка может выйти на ведущего, скажем так, несвоевременно в течение эфира. Это, конечно, брак, но Олег Борисович говорил: «Не ругайте режиссера, это было здорово. Потому что раз в год зрителю надо показывать обратную сторону экрана, чтобы он понимал, что мы все-таки люди, а не какие-то голограммы», – рассказал журналист Эрнест Мацкявичюс.
В 1993-м году – новый проект. Снова амбициозный, снова успешный и снова революционный. Добродеев участвует в создании НТВ.
«Журналисты получили право на свое собственное лицо. Вы знаете, что в программе «Время» корреспонденты стендапы, как мы говорим, не делали. Это было не принято. Это считалось даже не очень скромно. А на НТВ и по сию пору стендап – это обязательный атрибут информации», – поделилась главный редактор Службы информации НТВ Татьяна Миткова.
Именно благодаря узнаваемым персонам НТВ и становится таким популярным. Уникальная команда.
В 1997-м Добродеев занимает должность гендиректора канала. А в 2000-м уходит, точнее, возвращается на ВГТРК. В тот момент компания переживает не лучшие времена.
«Когда я за ним пришел, помню свои впечатления. Я из такого на тот момент почти хайтека, из Останкино, приехал на 5-ю улицу Ямского поля. Потекшее, унылое, серое здание, хрясающая такая дверь с пружиной, которая норовила тебе поддать», – поделился депутат Госдумы, в 2012-2016 гг. заместитель генерального директора ВГТРК Евгений Ревенко.
Новый старый руководитель сразу расставил приоритеты.
«Он говорил: «Жень, программа должна быть таковой, чтобы она стала обязательной к просмотру в воскресенье». Вот это уровень постановки задач!» – отметил Евгений Ревенко.
Итог хорошо известен. Олег Добродеев создал первый в мире русскоязычный информационный канал «Россия 24». Превратил ВГТРК в крупнейший медиахолдинг Европы. Филиалы в каждом регионе России. И в каждый из них Добродеев ездил лично, причем не единожды. Изучал географию страны буквально на ногах. Родная земля для него не просто словосочетание. Ведь когда-то он эту самую землю и руками разгребал в студенческих археологических экспедициях. Неудивительно, что именно он вместе с Константином Эрнстом придумал, как президент может общаться с жителями самых отдаленных уголков страны без посредников. «Прямая линия с Владимиром Путиным» – такой программы нет нигде в мире.
Или еще один уникальный проект на стыке истории, культуры и политики: концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в только что освобожденной сирийской Пальмире.
«Он сохраняет канал «Культура», уделяет этому большое внимание. Канал «Культура», который является индульгенцией всего того, что происходит в телевизионном пространстве. Это блестящий канал», – подчеркнул директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
В компании Добродеева знают и как директора, и как гениального редактора. Когда правит тексты, часто говорит: «Пометь себе, старик!»
«Вот так снимая очки, садился и правил карандашом сам текст иной раз или что-то просил добавить. И всегда тексты становились глубже, ярче, интереснее», – подчеркнул Евгений Ревенко.
Сам Олег Добродеев предпочитает оставаться за кадром. Но если появляется, показывает мастер-класс как интервьюер. Вот, 2010-й: встреча Дмитрия Медведева, тогда еще президента, с руководителями центральных каналов. А вот общение с Владимиром Путиным, тогда еще председателем правительства.
Олег Борисович умеет делать на телевидении буквально все. Но гены главного «информационщика» России берут свое. Где бы ни находился Добродеев, в восемь вечера по Москве он отложит все дела и пойдет смотреть выпуск новостей. Потому что так надо.
«Олег Борисович всегда звонит мне в день рождения, поздравляет меня, он со мной на Вы, естественно. Говорит: «Да, не волнуйтесь, я всегда рядом с вами». Это дорогого стоит. Вообще, не многие крупные руководители сегодня способны на это», – отметил Григорий Шевелев.
Коллеги по телевизионному цеху знают: Добродеев всегда поможет. При любых обстоятельствах. Несмотря ни на что. Это тот редкий случай, когда фамилия все объясняет. С днем рождения, Олег Борисович!
Читайте также:
- Олегу Добродееву – 65: как он создавал современное российское телевидение?
- ТАСС уполномочен заявить. От «Окон РОСТА» до современной ленты новостей. Одному из главных информационных агентств планеты – 120 лет
- «Полное погружение и безграничные возможности»: каким станет телевидение будущего?
- 100 лет со дня рождения «тети Вали»: как Валентина Леонтьева покорила телевидение?
Подробнее в сюжете: Телевидение