Алиса Фрейндлих — одна из самых ярких и знаковых актрис театра и кино на всем постсоветском пространстве. В течение десятилетий Фрейндлих покоряла зрителей своим талантом, создав незабываемые образы на сцене и экране. Фильмы с ее участием вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа и остаются популярными по сей день. В честь 90-летия народной артистки MIR24.TV вспоминает главные страницы ее биографии.
Ранние годы
Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье известного театрального режиссера Бруно Фрейндлиха и актрисы Ксении Фрейндлих. Родители познакомились на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, куда Ксения, участвовавшая в самодеятельных постановках, приехала учиться. По итогу она встретила там мужа, родила дочь и окончила лишь бухгалтерские курсы. Всю жизнь она проработала в Центральной сберкассе Октябрьского района Ленинграда. В то время как отец строил успешную актерскую карьеру и был ведущим актером театра. Его предки, немецкие худоджники-стеклодувы, прибыли в Россию по приглашению императора Петра Первого, чтобы обучать мастерству русских учеников.
Мама хотела назвать дочь Наташей, но папа, немец по происхождению, настоял на имени Алиса, аргументируя тем, что русское имя не сочетается с отчеством «Бруновна». Зато мама убедила записать Алису русской, а не немкой. Когда Алиса пошла в школу, родители развелись. Жить девочка осталась с мамой и бабушкой, Шарлоттой Фридриховной Зейтц-Фрейндлих. Благодаря бабушке они смогли пережить блокаду Ленинграда, у бабушки были запасы, которые строго распределялись и бережно хранились.
Алиса с ранних лет проявляла интерес к театру и кино. В возрасте 17 лет она поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. После окончания учебы в 1957 году ее сразу пригласили работать в Театр имени Ленсовета, где она начала свою профессиональную карьеру.
Театральная карьера
Театральная карьера Алисы Фрейндлих началась в Ленинградском театре имени Ленсовета, где она работала с 1957 по 1964 год. С первых шагов на сцене она привлекла внимание зрителей и критиков своей природной харизмой, чувством меры и актерским мастерством. В этом театре она сыграла свои первые серьезные роли. С 1964 года Фрейндлих стала ведущей актрисой Театра имени Вахтангова в Москве, куда ее пригласил знаменитый режиссер Ринальди. Здесь она смогла раскрыться в полную силу, играя как классические, так и современные роли. В это время Фрейндлих стала одной из главных представительниц московской театральной школы. Среди лучших ее работ того времени — роль в «Даме с камелиями» (по пьесе Александра Дюма), где она продемонстрировала мастерство в создании сложных и многослойных женских образов. С 1970-х годов Алиса Бруновна активно сотрудничала с Театром на Таганке, где сыграла в нескольких культовых постановках, включая «Гамлета» и «Доктора Живаго».
Особое место в театральной карьере актрисы занимают работы в МХТ им. Чехова, куда она пришла в 1980-х годах. Именно здесь она сыграла несколько знаковых ролей, среди которых образы в спектаклях «Анна Каренина», «Кавказский меловой круг», «Три сестры».
В последние годы Фрейндлих продолжает активно работать в театре, а ее участие в постановках всегда вызывает большой интерес. Она неизменно остается востребованной, играя как в классических, так и в современных пьесах, раскрывая перед зрителем самые разные грани своей актерской палитры.
Кинокарьера
Киноработы Фрейндлих вошли в «Золотую коллекцию» отечественного кинематографа. В кино она дебютировала еще в 1958 году, сыграв роль в фильме «Тени исчезают в полдень».
Но настоящий успех ей принесла роль в фильме «Служебный роман» (1977) режиссера Эльдара Рязанова, где она исполнила главную женскую роль. Картина стала культовой, и даже спустя почти 50 лет ее каждый год показывают по телевидению, особенно в период новогодних праздников.
Роли Фрейндлих в таких картинах, как «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978), «Сталкер» (1979), «Опасный возраст» (1981), «Жестокий романс» (1984) и многих других, заслуженно стали классикой советского и российского кино. В 1990-е годы Фрейндлих продолжала сниматься в кино, но в отличие от своей театральной деятельности, она стала выбирать более специфические роли, часто в художественных и артхаусных картинах.
Личная жизнь
Еще третьекурсницей Фрейндлих влюбилась в однокурсника Владимира Карасева, за которого и вышла замуж. Вместе после училища они по распределению попали в театр имени Веры Комиссаржевской. Но вскоре их семья распалась. Не последнюю роль в разводе сыграла встреча актрисы с режиссером Игорем Владимировым, приглашенным в театр для постановки спектакля «Время любить». Разглядев в Алисе талант, он настоял на перевод ее в театр Ленсовета, где Владимиров был главным режиссером. Вскоре Игорь Петрович сделал предложение Алисе Бруновне – разница в 16 лет не стала помехой любви. В 1968 году у пары родилась дочь Варвара.
«Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили... Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как я , испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно поэтому поставил так много музыкальных спектаклей. Именно музыка открывает и актерскую душу, умножает зрительское восприятие», – вспоминала Фрейндлих.
Однако в конце 1980-х супруги развелись, а Фрйендлих, проработав еще пару лет, в итоге ушла из театра. Третьим ее супругом стал молодой актер Юрий Соловей. Тот, правда, часто устраивал скандалы, чувствуя себя «мужем знаменитости». Алиса Бруновна не выдержала этого и подала на развод в 1990-м году. После этого Алиса Бруновна замуж не выходила, посвятив себя творчеству и карьере. Она перешла в БДТ, где Товстоногов задействовал ее в трех постновках: «Киноповесть с одним антрактом», «Этот пылкий влюбленный» и «На дне». Алиса Бруновна продолжает радовать зрителей, играя в постановках БДТ по сей день.
Награды и признание
На счету Алисы Бруновны не один десяток наград. Она – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии Российской Федерации (1998). В 1995 году ей было присвоено звание Народной артистки Российской Федерации. Также в ее копилки несколько премий «Ника», ТЭФИ, «Золотой орел» и «Золотая маска» за роли в кино и театральных постановках.