Россия и Китай. Великая дружба великих стран
75 лет назад СССР и КНР подписали договор о взаимопомощи. Именно Советский Союз в голодные послевоенные годы безвозмездно создал индустриальный фундамент страны, которая 75 лет спустя стала первой экономикой мира. О великой дружбе двух великих стран – специальный корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
«Вот тот самый знаменитый красный зал исторической гостиницы. Именно здесь проходила встреча между Сталиным и Мао».
С первых страниц китайской истории создания республики – быль о том, как в красном-красном зале вожди двух красных стран скрепили свой главный союз. Для китайских туристов и чиновников 75 лет подряд это место поклонения.
«Даже, когда делегация уже не первый раз приезжает в Россию, обязательно старается попасть в красный зал, даже если он занят, чтобы сфотографироваться на фоне таблички, потому что именно здесь все начиналось для них».
14 февраля 1950-го здесь банкет на 250 персон. Второй большой праздник – 70-летие советского вождя. Его генералиссимус впервые отмечает за пределами Кремля. Для 57-летнего Мао Цзэдуна этот день – главное событие. Он впервые лично встречается с учителем. Это был уникальный государственный визит, самый продолжительный в истории. Они приехали в СССР на спецпоезде Мао еще 16 декабря 1949-го и два месяца снимали номера в отеле. Потом жили на даче Сталина, ждали, пока тот вернется с планового отдыха в Сочи.
«Плод должен созреть, поэтому Сталин, как опытный садовник, все делал очень мудро. Мао Цзэдун дозрел до встречи».
И вот договор о дружбе и взаимопонимании как новая веха в истории. Срок действия 30 лет. Стороны исходят из решимости двух народов путем укрепления дружбы и сотрудничества не допустить повторения агрессии со стороны Японии или любой другой страны. К договору ряд соглашений, например, Порт-Артур, символ стойкости наших моряков в Русско-японскую войну, Сталин подарил другу Мао, как и КВЖД, железную дорогу, еще в XIX веке построенную на деньги Российской империи.
А еще именно Советский Союз обеспечил Китаю членство в Совете Безопасности ООН с правом вето. Закрытый клуб стран-победительниц во Второй мировой, этот статус отражен еще в советско-китайском договоре о дружбе от 1945 года. Документ фиксировал итоги войны и обеспечивал реализацию Ялтинских соглашений. Боевое братство Красной, потом Советской армии и Народно-освободительной армии Китая проявит себя и во время войны в Корее, потом в войне коммунистов Вьетнама против Франции, а потом и США.
«Советский Союз был той страной, которая первая протянула руку, которая послала специалистов, которая начала создавать новое образование, новое здравоохранение, новые заводы, и самое главное, выделила колоссальнейшие кредиты для развития молодой на тот момент республики».
«Только за 1950-е годы именно в соответствии с этим договором Советский Союз построил в Китае 156 крупных промышленных объектов, из которых более 50 находятся в северо-восточных провинциях Китая».
FAW – первая в Китае автомобильная корпорация, тогда автозавод №1. Советское детище. Первая машина, сошедшая с конвейера, – полная копия нашего грузовика ЗИС-150. Только название китайское «Цзефан». Мао Цзэдун впечатлился и легендарным советским лимузином, шестиместным сталинским седаном ЗИМ 12. Несколько машин увез с собой. Копии по сей день местные умельцы находят на складах и реставрируют. А это кадры с их выставки достижений народного хозяйства. Первый представительский китайский автомобиль «Красное Знамя». Прямого отношения к ЗИМу не имеет. Но его самая дорогая версия, которая от миллиона долларов за штуку, стилистически очень похожа на ту самую машину, что делали на заводе имени Молотова.
Кроме финансовой, военной и промышленной поддержки, СССР дал Китаю и образование. А сколько создателей коммунистического Китая отучилось в СССР. Десятки высших партийных чиновников во главе с реформатором Дэн Сяопином. В юности он жил в Москве, восхищался недолгим чудом большевиков – НЭПом, новой экономической политикой.
О подписании этого советско-китайского союза не только песни слагали, картины писали и марки печатали. Некоторые целое состояние стоят. Например, такая, из-за которой чуть международный скандал не разразился.
«На марке изображен Китай красного цвета, как фрагмент карты мира, а рядом с Китаем художник нарисовал Тайвань, но белого цвета. Как бы он не китайский. И эта марка продавалась три часа, ее изъяли из продажи. И осталось восемь экземпляров, на аукционе несколько лет назад продали за 70 миллионов долларов».
Дело было в 1968-м. Того китайского художника не то, что не казнили, его даже искать не стали. Это было время, когда КНР и СССР не то, что не братья, но даже не товарищи. После смерти Сталина за ревизионизм и почитание вождя народов с Мао Цзэдуном поругался новый глава СССР Хрущев. До такой степени, что объявил им полную блокаду. И всех китайцев называл маоистами-ревизионистами. Председатель КНР ответил политикой «большого скачка».
Перегибы Мао Цзэдуна как новая модель социализма. Его горячо поддержала Албания. Она в 1961-м даже вышла из Совета экономической взаимопомощи, а семью годами позже из Организации Варшавского договора. Китай стал их главным военным и экономическим союзником. Албания даже интересы Китая в ООН представляла вплоть до 1971 года, Запад не хотел видеть на трибуне представителей китайских коммунистов и отдал это место соратникам президента Тайваня в изгнании.
Личная власть лидера стала почти безграничной. Экономика при этом трещала по швам. Десятки миллионов китайцев от голода умерли. Китай оказался в международной изоляции. А в адрес СССР, который не хочет больше помогать, проклятия звучали. Сотрудников посольства СССР на родину отозвали.
Пиком противостояния стал конфликт 1969-го года в районе острова Даманский. Началось все с провокаций хунвейбинов с цитатниками Мао в руках, а завершилось вооруженными столкновениями.
«Эти пограничные столкновения, сейчас мы это очень четко видим, были нужны в том числе для того, чтобы показать американцам, что мы не марионетки Кремля, мы как бы китайские коммунисты, которые с советскими совсем не братья. И американцы поняли эти сигналы. И визит Никсона был разорвавшейся бомбой».
Китай по просьбе американцев помогал афганским моджахедам. Пусковые реактивные установки, безоткатные орудия, пулеметы и китайские АК-47. Их разгрузки для автоматных магазинов назывались «Чи ком» – «китайский коммунист» в переводе – и носили их те, кто воевал с советскими воинами-интернационалистами.
Союз с США и реформы Дэн Сяопина помогли Китаю не пропасть без помощи СССР. А материальная база, созданная старшим коммунистическим братом, и система образования позволили прибрать к рукам и развить западные технологии. Что было дальше, известно, Китай обогнал США сначала по ВВП, а теперь – по искусственному интеллекту. А сама Америка по привычной схеме бывшего партнера врагом сделала. Ради этого противостояния они даже с Европы снимают покровительство. Об этом прямо и честно новый министр обороны заявил.
«Четкие стратегические реалии не позволяют Соединенным Штатам Америки концентрировать внимание прежде всего на безопасности Европы. Мы сталкиваемся с равным по силам конкурентом в лице коммунистического Китая, обладающим средствами и намерением, которые позволяют угрожать нашей родине».
А с Россией, правопреемницей СССР, старая песня о главном вновь в полный голос. Еще весной в Пекине президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия.