Фестиваль ковров, уникальный фуникулер и ужин на берегу Каспийского моря: пять причин поехать в Баку
Столица и крупнейший город Азербайджанской Республики — город традиций. Здесь есть свои обычаи, особые места и даже блюда, которые объединяют именно бакинцев. И они остаются верны духу Баку, даже переезжая в другие города. Почему стоит непременно посетить Баку — узнайте прямо сейчас в программе «Пять причин». Итак, столица Азербайджана глазами самих бакинцев.
Причина №1. Фуникулер
Бакинцы, конечно, любят гулять по улицам своего родного города. Но им особенно нравится, когда Баку виден как на ладони. Безусловно, в каждом мегаполисе есть панорамная точка, с которой он выглядит особенно красиво. В Баку одна из них — фуникулер. За пять минут вы преодолеваете всего полкилометра — будто пролетаете над городом: вагоны скользят по рельсам вверх, к Нагорному парку. И с каждой секундой город открывается перед вами все больше и больше. И если для туристов это просто красивые виды, то для самих бакинцев — это первое приключение.
«В восьмидесятые годы мы были студентами, сбегали с пар — и сразу на фуникулер, чтобы добраться до бульвара, — говорит жительница Баку Сафура Мамедова. — Это был не просто способ доехать — это была часть приключения. Мы ехали и смеялись, обсуждали экзамены и мечтали».
Свою работу переправа начала в 1960 году. Стоит сказать, что данный фуникулер был первым на Южном Кавказе. И быстро стал одним из символов Баку. Его закрывали только на реконструкцию. Сейчас по маршруту ходят современные вагоны с панорамными окнами. Подъем занимает 5 минут и стоит всего 1 манат — около 50 рублей. Но эта короткая поездка запоминается надолго. А еще фуникулер — место свиданий бакинцев. Влюбленные встречаются на нижней станции, поднимаются наверх, чтобы посмотреть на Баку в закатных лучах. И эту локацию бакинцы считают одной из самых романтичных во всем городе.
Причина №2. Нарды
Бакинцы искренне любят Старый город. И не только из-за того, что это место съемок фильма «Бриллиантовая рука» (туристы часто ищут локации, где проходили съемки легендарного фильма). Здесь всегда царит особая атмосфера: в воздухе витает аромат чая, слышна национальная музыка, а на витринах представлены старинные вещи. И то и дело раздается стук костяшек от нард. Заметим, что нарды для бакинцев — это не столько игра, сколько традиция общения. Здесь часто собираются аксакалы сыграть свои партии. Именно в их игре отражается дух бакинцев: старожилы знают, что в нардах важен не сам счет, а то, как игроки идут к нему. Паузы, взгляды, шутки или философские фразы. Именно поэтому бакинцы любят наблюдать за игрой аксакалов в Старом городе.
«Сейчас я играю почти каждый день, — говорит Эльшан Гулиев. — Тут и разговариваем, и смеемся, и учим молодых. А в этот раз было особенно интересно — много туристов наблюдало. Подходили, спрашивали. Думаю, на родине они тоже будут играть в нарды по-бакински».
Причина №3. Фестиваль ковров
В самом центре старинного Ичери Шехер прямо на улице расстилают десятки ковров. Здесь можно пройтись босиком, посидеть и, конечно, сделать фото. Именно так и бывает на фестивале ковров. Для гостей города это развлечение, но для бакинцев ковер — это важная часть домашнего убранства, символ достатка, благополучия и память о предках. Как правило, для гостей расстилают самый лучший и говорят: «Заходи, располагайся». Поэтому бакинцы очень любят фестивали ковров. На фестивале бакинские мастера объясняют, как выбирать шерсть для ковра и как красить нити. Все они используют только натуральные красители.
«Красный цвет — от гибискуса, фиолетовый — от шелухи граната, серый — из эвкалиптовых листьев, — наставляет мастер Агасадыг Сулейманов. — Варим нити 40 минут — и получится нужный оттенок».
Мастерицы ковроткачества всегда были и остаются в большом почете. Ковер состоит из тысячи узелков, завязанных вручную. У каждой бакинской семьи есть любимая мастерская, где она заказывает ковер для дома, а также, если нужно, — в качестве подарка. В Баку ковры — это не дань моде. Это символ уюта, в котором растут дети. Символ прочности семьи. Именно поэтому здесь часто проводят такие фестивали.
Причина №4. Папахчы
Раньше в Азербайджане головные уборы были обязательной частью одежды: носили в основном папахи. По ним можно было понять, откуда человек и какой социальный статус он представляет. Но в XX веке мода стала меняться, а папаху постепенно вытеснили кепки.
«Раньше каждая область носила папаху по-своему, — говорит потомственный мастер Рагим Ибрагимов. — Где-то ставили прямо, где-то — немного на бок. Сейчас такие почти не заказывают. В основном — кепки. Их, к слову, тоже много видов».
Сейчас Рагим делает и традиционные модели, и современные кепки. На пошив головного убора уходит около двух часов. Туристам он предлагает отдохнуть и понаблюдать за его работой.
«Сталинка» — твердая, с коротким козырьком, — продолжает мастер. — Такую форму предпочитал Сталин, отсюда такое название. «Аэродром» — кепка широкая, круглая. Есть еще «восьмиклинка» — из восьми частей, удобная. А «хулиганку» раньше носили бакинские парни. Молодежь часто выбирает именно ее».
Как правило, кепку не надевают глубоко на лоб — она должна сидеть легко. А чтобы смотрелась красиво, важен точный размер (тогда убор будет сидеть без лишних складок и перекосов). Бакинцы и сейчас любят носить головные уборы. Таким образом они продолжают традиции предков.
Причина №5. Еда на побережье Каспийского моря
Бакинцы любят ужинать на берегу Каспийского моря, поэтому на побережье в кафе всегда многолюдно. Летом горожане чаще всего заказывают кутабы и чай из самовара. Кутаб — тонкая лепешка с начинкой. Внутрь кладут зелень, сыр, мясо или тыкву. На Апшероне особенно любят джорадские кутабы.
«Они меньше по размеру, пекутся не на сковороде, а в печке, — объясняет повар Саида Азизова. — Тесто должно быть очень тонким и крутым. Начинку — по вкусу. Пекут буквально пару минут, а главное — правильный жар. Если печь перегрета, тесто быстро подгорит».
Бакинцы едят кутабы с гатыгом — это густой кисломолочный продукт. Сверху их посыпают сумахом — молотыми ягодами дерева сумах. Он придает легкую кислинку и делает вкус ярче. И обязательно — чай. Как полагается — из самовара. Бакинцы любят пить его с кялля гент — твердым сахаром.
«Я сама из Баку, но живу в Америке, — говорит туристка из США Саида Гаджиева. — Когда я здесь, то первым делом прихожу к морю: выпить чай и поесть сладости. Для меня место на берегу моря — это место силы, которое дает мне энергию».
Морской вечерний бриз, закатное солнце, теплое общение — все бакинцы любят такие чаепития на Апшеронском побережье. И готовы с удовольствием делиться этим уютом с каждым гостем Баку.