Главный стратег Победы. История генерала Алексея Антонова
В ноябре 1943 года была учреждена высшая военная награда – орден «Победа». За все время в СССР его получили только девять маршалов, один Верховный главнокомандующий и один генерал. Его фамилия Антонов. Это человек, который всегда стоял за спиной Иосифа Сталина. Специальный корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов выяснял, почему Алексея Антонова называют главным стратегом Победы.
В кабинете Сталина – архитектор той самой Победы – генерал Антонов, соавтор всех операций Великой Отечественной войны. Август 1941 года – разгар немецкого блицкрига. Генерал Антонов пока еще начальник штаба Южного фронта. За плечами – организация призыва в Киеве. А сейчас его войска противостоят румынским союзникам Гитлера. У Красной армии пока ни единого контрнаступления. Оборона трещит по швам.
Меньше чем за месяц он разработал и осуществил первое наступление Красной армии в Великой Отечественной. Его войска отбили Ростов-на-Дону.
«Это была на самом деле очень громкая пощечина, потому что это не какой-то мелкий райцентр отбили, это отбили очень крупный и важный город», – отметил военный историк Михаил Поликарпов.
Родился будущий военачальник в 1896 году в Гродно в семье командира артиллерийской батареи царской армии. В свидетельстве о рождении национальность тогда не указывали. Вместо нее рукой священника – вероисповедание.
«Во-первых, это православный священник выдал. Указано звание и ФИО родителей, какого вероисповедания. Вот написано: 26 артиллерийской бригады штабс-капитан Иннокентий Алексеевич Антонов. Иннокентий Алексеев сын Антонов. Православного вероисповедания. И законная жена его Терезия Ядвига Ксаверьева дочь, Римско-католического вероисповедания», – рассказал член семьи генерала армии А. И. Антонова, родственник Ольги Лепешинской Александр Китник.
В Гродно целый зал в Музее воинской славы об Антонове. И школа в его честь.
«На фотографиях вы можете увидеть родителей Алексея Иннокентьевича Антонова. Иннокентий Алексеевич и Тереза Ксаверьевна. Также у него была сестра Людмила», – рассказал учащийся 7 «Б» класса средней школы № 11 им. генерала армии А. И. Антонова Евгений Коньков.
Мама, родом из Лидского уезда, часто говорила с сыном на родном польском. Отец прекрасно знал французский. Сын оба языка выучил. Ему было 12, когда умер отец, а вскоре и мать. С ее кончиной и выдача пенсии за отца прекратилась. Он уехал в Петроград. Здесь ему как неимущему сыну офицера разрешили бесплатно окончить гимназию. Он хотел быть математиком. И даже поступил на физмат Петроградского университета. Закончить не удалось – денег на оплату учебы не было. Он пошел работать на завод, а потом Первая мировая. И его мобилизовали.
Он прошел ускоренные курсы прапорщиков. Участвовал в боях, был ранен, за проявленную храбрость получил орден Святой Анны. А потом революция и расформирование частей Русской императорской армии. В 1918 году Антонов уволился в запас. Ровно через год его опять призвали, но уже в Красную армию.
«Антонов говорил, что для него Красная армия олицетворяла Родину, то есть он выбрал эту сторону в гражданской войне».
В гражданскую Антонов сражается в Новороссийске и Крыму. Участвует в планировании операции по форсированию озера Сиваш.
С тех пор вся его жизнь будет связана с армией и штабной работой. В Великую Отечественную Антонов постоянно искал новые решения. В 1942 году, будучи начальником штаба Закавказского фронта, предложил формировать дивизии по национальному признаку. Именно он рекомендовал Военному совету фронта создать горные батареи реактивных систем залпового огня. Так его и заметили на самом верху. Начальник Генштаба Александр Василевский лично предложил Антонову стать его замом и возглавить Оперативное управление Генерального штаба Вооруженных сил Советского Союза. Главная цель ведомства – подготовка и осуществление военных операциий. Это включает в себя огромное количество задач.
«Оно занималось оперативным планированием, то есть планированием боевых операций на краткосрочную перспективу. Также занималось в режиме 7 на 24 сбором информации по всему советско-германскому фронту».
«Если Генеральный штаб – мозг армии, оперативное управление – это мозг Генерального штаба.Там самые подготовленные специалисты всегда находятся. Но Оперативное управление непосредственно разрабатывает и контролирует ведение боевых действий».
«Антонов, как это принято у нас говорить, поставил работу Генерального штаба. До его прихода сменилось семь начальников оперативных отделов! И ни один из них до Антонова наладить этой работы не смог. Антонов смог!»
«С одной стороны, он был педант. Такие мелочи, на первый взгляд, эта история с тремя папками, они до сих пор в Генеральном штабе, три цветных папки до сих пор так и используются, хотя уже прошло 80 лет», – отметил член семьи генерала армии А. И. Антонова Александр Китник.
Речь идет о папках, с которыми Антонов ходил к Сталину на доклад. В красной – срочные проекты приказов о переброске войск, срочные сводки. В синей – то, что может подождать: доводы и предложения. Зеленая папка – для документов о награждениях, повышениях в должности и кадровых перестановках. Это было так удобно, что и сейчас в ходу. А еще он наладил систему доставки информации с разных участков фронта и заставил всех использовать одинаковые оперативные карты местности и сил противника».
«Разные использовались символы, разная стилистика составления карт. Иной раз без человека, который непосредственно участвовал в ее создании, разобраться было невозможно. Антонов выстроил работу так, что все карты делались единообразно. И вот эта резкая смена качества работы оперативного правления, естественно, не ускользнула от вождя», – рассказал кандидат исторических наук Алексей Исаев.
За время войны он был у Сталина 283 раза. Это больше, чем кто-либо из руководящего состава Вооруженных сил СССР, и больше, чем все командующие всех фронтов за все время войны вместе взятые.
В 1943 году Алексей Антонов убедил Сталина отказаться от предложения Хрущева нанести по немцам упреждающий удар. Замысел оправдался. Он до метра расчертил глубокую линию обороны. Об нее и стачивались немецкие войска. Вторая часть его плана – наступление на измотанного противника.
«Мы били врага так, как раньше вот делали немцы. Искусно, танковыми кулаками, концентрическими ударами, которые все так любят. И Антонов это все спланировал замечательно», – подчеркнул историк, член Российского военно-исторического общества Никита Буранов.
«Подпись Антонова на очень многих документах ставки идет рядом с подписью Сталина. Это уже рубеж 1943-44-го годов. Сталин-Антонов, Сталин-Антонов идут практически сплошняком», – сказал кандидат исторических наук Алексей Исаев.
А иногда и подпись только одного Антонова от имени всей ставки, а фамилия Сталина указана рукой того же штабиста, что записывал распоряжения.
С открытием второго фронта задача Антонова – согласовывать действия союзников. Он стал одним из главных экспертов на Ялтинской конференции 4 февраля 1945 года. Он прямо там произвел расчеты, какими силами после капитуляции Германии можно будет разбить японцев. Этот план был реализован почти без корректировки. Результат – всего за три недели Советский Союз не только покончил с дальневосточным агрессором, но и вернул назад все, что отдала Российская империя в ходе русско-японской войны.
Звания маршала он так и не получил, как и Героя Советского Союза. Зато стал единственным генералом, награжденным высшим военным орденом СССР – «Победа». Кроме Антонова, все 14 орденоносцев были в звании не ниже маршала, а также Героями Советского Союза. Его главная награда в жизни была сама Победа. А еще супруга, которую встретил уже после смерти Сталина, в 1956 году. Ольга Лепешинская, прима Большого театра и любимая балерина генералиссимуса. Ей без года 40. Ему вот-вот 60. Случайное знакомство у гостиницы «Советская».
«Однажды был прием в «Советской». Я вышла из ресторана, там ступеньки, пошел дождь. А я в платье. А рядом со мной стоит генерал. Я не знаю, что он Антонов. А он не знает, что я Лепешинская. Он мне сказал: «А ваша машина где?» А не было машин. Я говорю: «Нет». «Вы не позволите мне вас отвезти?» А я должна была уехать на дачу. И когда уже мы сели в машину, я увидела, что это все-таки очень красивый человек. И несмотря на то, что он был генерал, у него не было никакого пузика. Чувствую я: мое сердце растаяло. И когда мы доехали до дачи, мне вдруг вспомнилось, что мне нужно было быть обязательно дома, в Москве! И он повез меня обратно».
После войны он руководил созданием военного блока стран Варшавского договора, возникшего в ответ на образование НАТО. Вместе с супругой прожили семь лет. Когда Антонова не стало из-за сердечного приступа, Ольга Лепешинская ушла со сцены и даже от горя на время потеряла зрение.
А архитектора Великой Победы, генерала армии Алексея Антонова похоронили в некрополе Кремлевской стены рядом с другими советскими героями и могилой генералиссимуса Сталина, перед которым именно его, «антоновским» карандашом и были нарисованы на карте Генерального штаба те самые направления Великой Победы.