«Вот она, любовь окаянная»: сколько продлится невероятная популярность Надежды Кадышевой у молодежи?
Надежда Кадышева возглавила рейтинг самых высокооплачиваемых артистов России. 66-летняя певица с прошлого года остается на волне оглушительного успеха. Такая популярность повлияла не только на концертные и стриминговые успехи, но и на расширение творческих горизонтов Кадышевой. Ее гастрольный график плотный, а гонорары, как утверждают агенты, выросли в разы. И все это благодаря зумерам и миллениалам. Почему молодежь раскупает билеты на ее концерты и сколько продлится невероятная популярность — в интервью MIR24.TV с музыкальными экспертами.
«Плывет веночек»: с чего все началось?
Новая волна популярности к Кадышевой пришла после того, как в социальных сетях стали вирусными две ее песни — «Плывет веночек» и «Течет ручей». Подростки стали массово снимать под них короткие клипы-рилзы, которые набирали несколько тысяч просмотров.
На фоне возросшего интереса ансамбль «Золотое кольцо» пригласили выступить на летнем фестивале в 2024 году. Там Надежда вместе с сыном Григорием Костюком исполнили песню «Плывет веночек», выпущенную коллективом около 20 лет назад. Это буквально взорвало интернет, а сама композиция попала в тренды стримингов.
«В 2024 году вокруг Кадышевой начался небольшой хайп, причем причина оказалась проста — припев ее песни «Плывет веночек»! Ребята, организовавшие фестиваль VK Fest, поняли, что надо ловить момент, и пригласили звезду выступить у себя. Этот концерт оказался поворотным моментом! В основном публика состояла из школьников и студентов, которые приняли выступление скорее с улыбкой. Но тут сработал принцип современной культуры: мы вроде бы смеемся над чем-то, но делаем это настолько искренне, что оно становится частью нашей жизни. Так, многие вдруг объявили себя фанатами «Золотого кольца». Вскоре соцсети заполонили мемы и видео с Кадышевой. А далее полетели комментарии под старыми клипами и альбомами, которые внезапно ожили, где стали и прическу, и наряды Кадышевой обсуждать!»
Наравне с преданными поклонниками творчества на Кадышеву массово пошли зумеры. Причем последние тщательно готовились к концертам: и народные костюмы надели, и платки, и даже кокошники.
«Все это дало толчок продаже билетов на концерты «Золотого кольца»: теперь толпы молодежи покупают места и дружно распевают песни, полюбившиеся буквально недавно», — отметил Денис Колесникович.
Феномен песен: патриотизм, желание понять себя или мода на ретро?
Музыка циклична, и старые хиты время от времени обретают вторую жизнь. Музыкальный критик Вадим Пономарев (Гуру Кен) считает, что этот цикл составляет примерно 30 лет. Сегодня 2025-й, значит, в ход идет музыка 90-х, от «Ласкового мая» до Кадышевой. А еще не так давно во всем мире было очень популярно диско 80-х в интерпретациях Леди Гаги или Daft Punk. А в сами 90-е тот же «Ласковый май» вдохновлялся мелодиями советской эстрады 60-х. Все циклично в этом мире.
«В случае с Кадышевой сошлось сразу две причины. Во-первых, для зумеров она внешне — «чистый фрик». Некое «инопланетное существо». А фриков дети любят, как известно… Во-вторых, ее простые и яркие мелодии — ровно то, чего ровесники-артисты им дать не могут, посмотрите хотя бы на чарт ВК. А тут — интересная тетя, которая поет весьма запоминающиеся мелодии. Мелодии дети очень любят, даже если слушают рэп с утра до вечера. Вот и случился сюрприз «2 в 1». Дети увидели это чудо в ТикТоке, стали копировать в своих рилзах, а потом захотели увидеть ее живьем».
Что же стоит за стремлением подростков снять вирусный клип с песней из детства? Вадим Пономарев (Гуру Кен) высказал мнение, что Кадышевой не было в детстве тех, кто сейчас снимает рилзы. Сочетание факторов яркой мелодии и яркого внешнего образа дали ей шанс на успех.
«Те, кто сейчас снимает рилзы, родились, когда Кадышева уже потеряла популярность и актуальность, и тихо занималась позолотой своего театра «Золотое кольцо» на Тимирязевской, который из убитого временем кинотеатра «Эстафета» из моего детства превратился в натуральный турецкий особняк. Я делал в десятые годы интервью с Надеждой и ее мужем Александром, и видел, как горели их глаза от всего, что связано с его ремонтом. Но и музыку они не забывали, фонограммой на концертах не злоупотребляли. Собственно, в этом и проблема «выстрелить» для артистов 90-х: зумеры воспринимают далеко не всех. А вот сочетание факторов яркой мелодии и яркого внешнего образа дает шанс на успех. Поэтому успех также пришел именно к Татьяне Булановой и Ирине Салтыковой. Они были очень яркими в девяностые. А вот Виктор Салтыков с его скучным брючным костюмчиком не востребован зумерами, например. Но Шура востребован, догадайтесь, почему?..».
Возрождение интереса к песням Кадышевой совпало и с общим трендом: запрос на все русское, в том числе и на музыку. Но Вадим Пономарев (Гуру Кен) не до конца согласен с этой позицией:
«Нет-нет, все гораздо проще: это прикольно! То, что прикольно, — только то и интересно. В этом смысле видео с музыкантами ничем не отличаются от видео с кошечками или собачками, и в полной мере соревнуются с ними в бесконечной ленте прокрутки соцсетей. Но правда в том, что это связано с патриотизмом, тоже есть. Дети остро чувствуют, что их почему-то Запад оставил без Нетфликса, Спотифая и прочих уже вроде бы привычных развлечений, и это им очень по-человечески обидно. Так что в интернет-чартах почти исчезли в последние годы вообще любые западные артисты. Даже те немногие мировые звезды, которые продолжают официально выпускаться в России, — не попадают в топы чартов! Там сплошь российские артисты. Вот такая удивительная история. Наверное, это можно назвать разновидностью патриотизма. Кроме того, подростками легко манипулировать. Вышел удачный сериал про «Короля и шута», — пошла неожиданная мода на панк-группу «Король и шут». Вышел неплохой сериал про «Комбинацию», — дети захотели посмотреть на «Комбинацию», и вот уже прежние враги объединяются, потому что надо. Вышел фильм про «Руки Вверх!», — и вот уже всплеск интереса подростков к Сергею Жукову, хотя у него и так все очень хорошо».
Но и идея с востребованностью среди слушателей народного творчества и фольклорной тематики — тоже история короткая. Иначе на концертах фолк-групп были бы сплошные аншлаги, а их нет, как считает музыкальный критик.
«Да, почти параллельно с Кадышевой «выстрелила» Татьяна Куртукова, которая по сути та же Кадышева. Из того же ТикТока пришла мода на башкирскую группу Ay Yola, но и это тоже авторский фольклор. От народного там только интонирование и несколько народных инструментов для окраса», — сказал Вадим Пономарев (Гуру Кен).
Триггерная тема
Впрочем, музыкальный эксперт Лилия Хабарова высказала мнение, что песни Кадышевой — это еще и тенденция на искренность. Интерес зумеров к ретро-песням вполне закономерен: они попросту следуют за трендом.
«Феномен Надежды Кадышевой в том, что ее песни хорошо зашли под формат коротких видео. Пользователи выкладывают под знаменитый «Плывет веночек» своих домашних животных, смешные моменты и просто показывают свою жизнь. Поскольку сейчас идет тенденция на искренность, песни Надежды стали особенно популярны. Молодежь замечает тот факт, что музыка Кадышевой пропитана домом и честностью. И следуют за этим трендом».
С миллениалами же и их любовью к музыке Надежды Кадышевой все понятно: она ассоциируется с детством и юностью. Психологи считают, что подобные незамысловатые тексты — про судьбу и любовь, реки и туманы, — отчасти даже снижают уровень тревожности и цифровой нагрузки.
«Я рада, что помимо «Сигма Боя» в топах стали попадаться честные композиции. Например, песня «Кухни» группы «Бонд с кнопкой» стала популярна по той же причине — задела за живое разные поколения. Дом — всегда триггерная тема: для кого-то в хорошем смысле, для кого-то в плохом. Но в треках Надежды речь идет исключительно в позитивном значении слова «дом». Люди устали от бесконечных грузов, поэтому сейчас все чаще возвращаются к традиционным ценностям даже в музыке, которую слушают, не говоря уже о том, что сейчас многие рано строят семьи и своим примером повышают демографию. Надежда Кадышева — своего рода ориентир на «семейные ценности, дом, уважение, честность». Это и делает ее кумиром молодежи», — подчеркнула Лилия Хабарова.
«Куда заведет нас этот новый тренд?»
Музыкальные эксперты расходятся в своих прогнозах о том, сколь же продлится популярность Надежды Кадышевой. Одни говорят — еще полгода, другие пророчат от одного до двух лет.
Так, внезапный успех Кадышевой будет недолгим?
«Это буквально неизбежно. Как только зумеры насытятся ею, — они перейдут на других. И обязательно их найдут. А еще через несколько лет сменится поколение, и придет совершенно другое, какие-нибудь «лумеры», — и у этого поколения наверняка будут совсем другие потребности», — резюмировал Вадим Пономарев (Гуру Кен).
«Непонятно пока, надолго ли хватит этой волны народной музыки — ведь наши мемы живут недолго, а вот внимание к Кадышевой пока держится крепко. Сейчас вообще круто добавлять в треки фольклорные нотки и национальные инструменты — такая музыка набирает миллионы просмотров и слушателей. Фестивали в духе народных традиций тоже становятся популярными, молодежь активно осваивает национальную одежду и элементы фольклора в попсе. Посмотрим, куда заведет нас этот новый тренд!», — прокомментировал Денис Колесникович.