«Буланова могла бы стать нашим Фредди Меркьюри»: музыкальный критик — о новой звезде среди зумеров
Новая любимица среди зумеров — Татьяна Буланова. Молодежь подпевает хитам, которые еще помнят их родители, песни исполнительницы «Ясный мой свет», «Не плачь» и «Мой ненаглядный» включают на всех вечеринках, а ее билеты на концерты разлетаются за пару дней. Буланова достаточно спокойно отнеслась ко второй волне популярности, считая, что повышенный интерес зумеров к ее творчеству обусловлен цикличностью в музыке. Корреспондент MIR24.TV поговорил с музыкальным критиком Вадимом Пономаревым (Гуру Кен) о ренессансе артистки из девяностых.
«Самая недооцененная певица из 90-х»
Татьяна Буланова набирает популярность вслед за «Золотым кольцом». Ее график расписан до конца года: уже сейчас выстраивается очередь из заказчиков на новогодние праздники, а до января она даст более 80 концертов. Чем же привлекает новую аудиторию звезда девяностых?
«Татьяна Буланова — одна из самых недооцененных певиц 90-х, как мне кажется. Вроде все знают ее имя, но пойти на ее концерт не многие отваживались. Опять слушать «Ясный мой свет» или «Мой ненаглядный»? Ну сколько можно? А новых ярких песен нет много лет, если честно. И даже многочисленные дуэты не помогли. Штука в том, что уникальную вокальную манеру Булановой, такую искреннюю и проникновенную, сформировали еще в начале 90-х песни Андрея Боголюбова, главного автора группы «Летний сад». Именно в «Летнем саду» появились первые хиты. Песня «Не плачь» получила Гран При конкурса «Шлягер-1991», а руководитель группы Николай Тагрин стал первым мужем Татьяны и отцом первого ребенка, и потом ее многолетним продюсером. А я впервые увидел Буланову на сцене, с этими наполненными слезами огромными глазами. Это была прекрасная группа».
Буланова была идеальной балладницей. Наследницей Валентины Толкуновой и Людмилы Сенчиной. Но в середине 90-х, увидев успех «Ласкового мая» и других, она решила, что все эти баллады — «старперство», как говорит Вадим Пономарев (Гуру Кен), и надо делать более танцевальную музыку в этом духе.
«Так появились хиты «Ясный мой свет» или «Мой ненаглядный» авторства Олега Молчанова и поэта хиппи-интеллектуала Аркадия «Гуру» Славоросова (одноклассников, причем с ними в Люберцах одновременно учился Александр Барыкин!). Но никаких интеллектуальностей тут не ждите: в альбомах «Мое русское сердце» (1996 год) и «Стерпится-слюбится» (1997 год) Молчанов воспроизводил модные технологии 90-х, а «Гуру» забавлялся экспериментами с массовым сознанием. Главное тут, что вокальная манера Булановой сохранилась», — продолжает музыкальный критик.
Забавно, что зумеры не прониклись ее балладами, а прониклись именно духом 90-х.
«Не встречал видео на великую балладу «Не плачь» Андрея Боголюбова, а вот всяких липсинков и пародий на «Ясный мой свет», — сколько угодно. Подростки чувствуют тут и искренность, и мелодичность, и дэнс. То, что не могут им дать Мэйби Бэйби или Macan», — поясняет Вадим Пономарев (Гуру Кен).
«Королева русской грусти»
На популярность Булановой еще повлияло и то, что на днях в сети завирусилось видео ее подтанцовки. Кто-то раскритиковал их комичные движения. Однако многие защищают Буланову, отмечая, что исполнительница заботится о коллегах, так как они вместе работают более 30 лет.
«Не понимаю этого хайпа вокруг подтанцовки Булановой. Я не хореограф, но точно понимаю, что если главный поющий герой двигается медленно, то и подтанцовка должна двигаться так же, иначе певица покажется грузной или медлительной. Шоу должно быть на высшем уровне. Если артист не готов прыгать с высоты или быстро танцевать, — то шоу-балет должен подстраиваться, это профессионально. И да, этот балет работает с ней давно, и так же давно научился подстраиваться под настроение своей певицы».
И, хотя Буланова вообще «статична на сцене» на протяжении многих десятилетий, она стала рекордсменкой по количеству дуэтов. Певица записала 114 совместных треков. Однако Вадим Пономарев (Гуру Кен) считает, что удачных среди них почти нет.
Буланову еще называют королевой русской грусти. Ее песни — «идеальный саундтрек» для любой жизненной драмы, несчастной любви или вечера, когда хочется неустанно грустить.
«Я вам больше скажу — Татьяна Буланова могла бы стать «нашим» Фредди Меркьюри по балладам. Без учета всемирного успеха Queen, конечно. Фредди пел и в Queen, и сольно потрясающие балладные песни. Когда я такое говорю, многие мне отвечают, что это полный кринж. Но это так! Ее баллады потрясающи. Послушайте «Не плачь», или инфернальную, почти цоевскую «Как бы не так» Владимира Матецкого, и еще много других талантливых песен. Ей писали песни крутейшие композиторы: Паулс, Максим Дунаевский, Молчанов, Романоф. Но Буланова никогда не умела выбирать. Может быть, у нее или ее продюсера очень плохой вкус. Но выбирать точно не умела», — подчеркивает Вадим Пономарев (Гуру Кен).
Музыкальный критик понимает, чем было вызвано решение Булановой уйти в попсу в 90-х. Да, это было продуманное и коммерчески верное решение. И результат в виде «Песен года» — налицо.
«Композиторы уже умели совмещать танцевальный бит и страдальческие интонации вокалистки. Нужно было только чуть-чуть выйти за эти рамки, чтобы стать великой. Пугачевой это удалось, а Булановой — нет, — размышляет Вадим Пономарев (Гуру Кен). — Я думаю, что проблема именно в выборе всего звука. Она сумела сохранить свои уникальные интонации, но не смогла в итоге подобрать под него репертуар. Надеюсь, теперь зумеры поправят это. Успех песни «Сансара» Басты явно подтверждает тренд».
Причину сегодняшнего ажиотажа вокруг артистов многие объясняют флером ностальгии. В ее голосе чувствуется органичность без прикрас. Она не стесняется быть уязвимой. Молодежь ценит такую аутентичность. Исполнительница, кажется, здесь — вне конкуренции? Вадим Пономарев (Гуру Кен) дает четкую позицию: Буланова бесподобна в этом качестве!
«Буланова на самом деле невероятно органична. Она любую песню об изменах мужчин или каком-то букете гвоздик поет как в последний раз. Она артистична как никто. Ей бы хорошего продюсера, чтобы сумел вставить этот талант в подобающую огранку. А то я условно сравниваю ее с Меркьюри, но за очень многие ее треки мне откровенно стыдно».
Кто же круче: Буланова или Кадышева?
Для молодежи Буланова стала некой иконой русской меланхолии. Закономерный вопрос: долго ли будет продолжаться такой ренессанс артистов? И кто еще может попасть в этот топ?
«Думаю, что этот список конечен. Буланова яркая, поэтому попала. И Кадышева яркая. И Шура. Но их не так уже много. Был бы рад, если в список попала Марина Журавлева, ее песни очень мелодичные. Что неудивительно, ведь их писал Сергей Сарычев, отказавшийся от успешной сольной карьеры в пользу красавицы-жены, которая в эмиграции в США довела его до смерти, как говорят. Но песни хороши, и есть на стримингах. Да и потенциал Шуры с песнями Павла Есенина до конца не раскрыт. Зумерам предстоит еще много открытий», — отвечает Вадим Пономарев (Гуру Кен).
Тренды сделали свое дело — и в моду вошел старый добрый «олдскул». На волне бешеной популярности одновременно оказались и Татьяна Буланова, и Надежда Кадышева. Но, кто же из них круче?
«Обе хороши в своем роде. Но я, поскольку вижу даже наполовину нереализованный потенциал Татьяны Булановой, предпочел бы ее. Пусть пригласит меня саунд-продюсером ее нового альбома, я открою для нее массу невероятных перспектив. Но и Кадышева всегда хороша, но ее я предпочитаю просто слушать. Там уже все готово и закончено», — прокомментировал в интервью музыкальный критик Вадим Пономарев (Гуру Кен).