Эволюция обмана: как технический прогресс порождает новые виды мошенничества и как с ними борется закон?
История мошенничества развивается параллельно с техническим прогрессом. Чем больше появляется видов денежного обмена, тем изощреннее становятся способы присвоения чужих материальных ценностей. И законодательство вынуждено тоже постоянно подстраиваться под веяния преступного мира для классификации действий и выбора меры пресечения за те или иные правонарушения. Проследить эволюцию мошенников и изменения законодательства помогли MIR24.TV практикующие юристы, историк и специалист по кибербезопасности.
Смотрите на канале «МИР» программу «Обману. Нет» каждый четверг в 16.45.
Впервые упоминание о мошенничестве ученые обнаружили в Судебнике Ивана IV.
Судебник 1550 года. Статья 58:
«А на кого взмолвят дети боярские человек десять или пятнадцать добрые, или черных людей человек пятнадцать или дватцать добрых же крестиан и целовальников по крестному целованью, что он тать, а довода на него в прежнем деле не будет, у кого крал или тадбу плачивал, ино на том взяти исцову гибель без суда, а его дати на крепкую поруку; а не будет по нем крепкие поруки, ино его кинути в тюрму, и без крепкие его поруки ис тюрмы не выпущати. А мошеннику та ж казнь, что и татю. А хто на оманщике взыщет и доведут на него, ино у ищеи иск пропал. А оманщика, как его мы приведут, ино его бити кнутьем».
Это первое упоминание в отечественном законодательстве термина «мошенничество». Здесь видим прямое приравнивание мошенника к «татю» – вору, поэтому и наказание оба должны нести одинаково.
Слово «мошенничество» имеет четкую этимологию, происходит от слова «мошна», то есть «кошелек».
Соборное уложение 1649 года Земского собора царя Алексея Михайловича выделяет уже отдельную статью для этого вида преступлений в главе XXI «О розбойных и о тат иных делех». После название есть пометка: «А в ней 104 статьи».
Соборное уложение 1649 года. Глава XXI. Статья 11:
«Да и мошенником чинить тот же указ, что указано чинить татем за первую татьбу».
И тут квалификация похожа на воровство в мелких размерах, раз наказание предусматривается только как за первую кражу.
Историк Анатолий Сивов считает, что феномен самозванцев, начиная со Смутного времени, тоже стоит отнести к мошенничеству – в сфере политики. Прикинувшихся наследниками престола было в истории нашей страны немало. Попробуйте на досуге сосчитать одних только Лжедмитриев. Даже героическому бунтарю Емельяну Пугачеву сейчас бы инкриминировали, помимо всего остального, статьи о мошенничестве. По словам историка, не стоит забывать и о фальсификации исторических документов, как, например, так называемое завещание Петра I, которое было сфабриковано.
«Если говорить о временах СССР, то из-за недостатка информации мошенники использовали даже произведения художественной литературы. В частности, очень был популярен в качестве «пособия» роман Теодора Драйзера «Финансист»».
В ногу с техническим прогрессом
Однако вернемся из политики в обычную жизнь. Когда-то мошенники пользовались бумажными объявлениями. Потом перешли на цифровые технологии. А на сегодняшний день помощником в нечестных делах стал и искусственный интеллект.
«Эволюцию можно разделить на три эпохи. Первая – дотехнологическая: «наперстки», письма счастья, фиктивные лотереи по почте, холодные звонки с предложением «выгодных» сделок. Данные схемы характеризовались локальностью, ограниченным масштабом. Мошеннику требовался личный контакт или физическая рассылка. Скорость была низкой, а целевая аудитория — ограниченной. Вторая – интернет, цифровые технологии, мобильные устройства и социальные сети (ключевой переломный момент) – это самый богатый на инновации этап. Усложнение пошло по нескольким векторам. Третья – современная: искусственный интеллект, глубокие подделки (Deepfakes), Big Data и криптовалюта. Это вершина эволюции мошенничества, где технологии используются для создания практически неуязвимых и неотслеживаемых схем».
Главным носителем ложной информации сначала являлась бумага.
«До активности телефонного мошенничества на досках объявлений домов развешивали объявления якобы об услугах от УК о замене счетчиков, проверки газа и тому подобного. Эта практика частично актуальна и сейчас».
Поэтому прежде чем впускать в дом псевдопредставителей коммунальных служб, нужно сначала позвонить по официальным телефонам в их главный офис. Кстати, появление телефона и телеграфа стало ступенькой к более хитроумным схемам обмана.
«Первые шаги связаны с появлением телеграфов и телефонов. Новые способы коммуникации позволили мошенникам быстро адаптироваться, создавая фиктивные лотереи, распространяя ложные уведомления о наследствах и представляясь официальными лицами или родственниками, чтобы вытянуть нужную информацию. До наших дней эта схема сохранилась, правда теперь письма приходят преимущественно по электронной почте. Следующим этапом стала эпоха электронных платежей и кредитных карт. Здесь появились устройства для считывания и копирования данных с карт, распространились фишинговые сайты, нацеленные на кражу персональных данных и денежных средств. Позже, с внедрением системы бесконтактных платежей, злоумышленники научились создавать собственные RFID-ридеры, способные незаметно списывать средства, особенно если владелец карты не настроил обязательное подтверждение платежа PIN-кодом».
Как защитить платежи через NFC?
Уже почти 10 лет в преступной среде популярно использование технологии NFC (Near Field Communication). Этот способ бесконтактной оплаты (расстояние между устройством и терминалом не должно быть более 10 см) требует от мошенников наличие специальных ридеров и меток, переход по которым приведет на фишинговый сайт и позволит загрузить приложение, ворующее данные.
«Первые случаи злоупотребления NFC-технологией в России зафиксированы в 2015 году. Тогда появилось приложение NFC Gate, предназначенное для анализа NFC-трафика. Со временем оно начало использоваться в противоправных целях, включая кражу данных банковских карт и их последующее клонирование. Первые инциденты носили единичный и экспериментальный характер. С 2023 года наблюдается рост числа кибератак с использованием NFC. Преступники применяют вредоносные мобильные приложения, маскируя их под легитимные сервисы банков или государственных органов, чтобы получить доступ к банковским картам граждан. В 2025 году получила распространение схема «обратный NFC Gate», при которой злоумышленники использовали виртуальные карты для несанкционированного снятия средств с банкоматов через фальшивые приложения, активирующие NFC-датчик на устройстве пользователя».
Екатерина Беспалова советует для защиты использовать экранированный кошелек или чехол для карт, потому что металлизированные слои заблокируют радиосигналы и карту без ведома владельца уже не получится считать. A Кирилл Ситнов замечает, что есть более простой способ – хранить несколько карт вместе, лишая устройство возможности считать конкретную: оно запутается в данных, полученных от разных карт. И не забывайте обязательно отключать NFC на телефоне, когда он не под рукой.
В заключение немного статистики.
«По официальным данным МВД РФ за 8 месяцев 2025 года, зарегистрировано 287 697 фактов мошенничества, что составляет 23,6% от общего числа всех преступлений. Способы мошенничества эволюционируют из года в год. Использование злоумышленниками технологии NFC – это уже не кража кошелька в толпе, а виртуальный карманник, которого вы сами впускаете в свой телефон, скачивая вредоносное программное обеспечение, под воздействием уговоров мошенников. С юридической точки зрения, такие противоправные действия квалифицируются по ряду статей: по ст. 159 УК РФ (мошенничество), 159.6 (мошенничество в сфере компьютерной информации), ст. 272 неправомерный доступ к компьютерной информации, ст. 273 УК РФ (создание, использование, распространение вредоносных программ)».
Юристы напоминают, что если вы стали жертвой дистанционных аферистов, тут же обращайтесь в банк для блокировки счета и идите в полицию, где вам помогут составить заявление.