В Россию — со своим доктором. Как гинеколог из Воронежа стал правой рукой президента Сирии?
Временный президент Сирии Ахмед аш-Шараа гостил на этой неделе в Москве. Тайну визита знает корреспондент «МИР 24» Артем Васнев.
Новый трехзвездный сирийский флаг в Зеленой гостиной Кремля. Стяг бывшей оппозиции. Владимир Путин и новый сирийский лидер Ахмед аш-Шараа встречаются впервые.
Без наушника – перевод ему не нужен. Единственный безбородый из сирийцев Махера аш-Шараа. Вот он, слева, у самого края. Старший брат Ахмеда. Недавно он был назначен главой администрации президента, а до этого успел поработать министром здравоохранения в переходном правительстве Сирии. Но он практически наш, обрусевший. В России прожил почти 20 лет.
Воронеж – столица Черноземья. Милый сердцу Махера аш-Шараа город. Неспешный ритм, ухоженные улицы, красивый центр. Здесь прошли годы молодости, здесь Махер нашел свою любовь. Его жена – россиянка Татьяна Закирова. У них трое детей. Старший сын Рашид, дочь Мария и младший Камиль. А сам Махер работал женским доктором, смог даже стать заведующим женской консультацией.
Поликлиника №1 – последнее место работы доктора Махера аш-Шараа. Здесь он трудился с 2018 по 2022 годы. Руководство отмечает высокий профессионализм, развитое чувство эмпатии и внимательное отношение к пациентам. Последний положительный отзыв от декабря 2023 года. В это время доктор уже перестал практиковать и уехал из России. А его до сих пор помнят и называют «любимчиком воронежских мамочек».
Искать отзывы о прошлой работе нынешнего главы администрации президента Сирии долго не пришлось. Пациентки поликлиники, слыша вопрос про колоритного доктора, сыплют комплиментами.
«Замечательный. Я не была записана к нему, но я попросила его принять, и он принял. Очень внимательно, профессионально общался».
В 2021 году он получил престижную премию, почетное второе место в рейтинге гинекологов Воронежа. На популярном сайте про докторов 40 отзывов. Оценка: 4,8. Почти пять звезд. После 10 лет учебы в Воронеже уехал в Дамаск, там занимался ЭКО. Потом «арабская весна» и тюрьма. Побег. Четыре года в Саудовской Аравии и снова Воронеж, в котором в общей сложности проработал девять лет. В 2022 году через Стамбул обратно в Сирию. Брат позвал в провинцию Идлиб, которую контролировала его группировка.
А в декабре 2024 года в Сирии закончилось пятидесятилетнее правление клана Асадов. Национальное меньшинство – алавиты, к которым принадлежал клан, потеряв монополию власти, начали терять и жизни. Свергнутый президент Башар Асад тоже, кстати, врач по образованию, но только офтальмолог, с семьей сбежит в Москву. На Сирию при нем Россия потратила сотни миллиардов рублей. Но режим Асада все равно пал. Не помог придуманный в 2017 астанинский формат. Тройка – Россия, Турция и Иран – были посредниками в установлении мира. Началась эпоха вчерашних противников Асада во главе с полевым командиром Абу Мухаммадом аль-Джулани, он же Ахмед аш-Шараа.
Еще в 2013 году США внесли аль-Джулани в список «особо опасных террористов», а четыре года спустя Вашингтон и вовсе объявил о вознаграждении в 10 миллионов долларов за информацию, которая поможет в его поимке. Но в 2024 году Вашингтон признал его лидером демократической Сирии. Как следствие, турне по Америке, Европе, и странам Залива.
В Москву президент аш-Шараа приехал без подарка, но с твердым желанием наладить «спокойные отношения» с Россией.
«Мы прилагаем усилия для развития наших политических целей и понимаем, что, как уже отметил, нас связывает историческая связь, и у России будет серьезная роль в этом процессе. Также мы опираемся на многие достижения, которые Россия позволила нам достичь, она помогала нам в различных сферах, нас связывают серьезные мосты сотрудничества, в том числе и материального».
«С сирийским народом у нас действительно глубокие связи. Достаточно сказать, что сотни, а может быть, тысячи людей связаны между собой узами брака, дружбы. И сейчас свыше четырех тысяч молодых людей Сирии обучаются в высших учебных заведениях Российской Федерации».
В российском вузе, если совсем точно, то в воронежской медакадемии учился и Махер аш-Шараа. Учебное заведение в самом центре города. Рядом общежитие для иностранных студентов.
Воронеж – город студенческий. Здесь много иностранцев. В 2000 году Махер аш-Шараа вышел из двери Медицинской академии имени Бурденко с дипломом врача, специализация «Лечебное дело». В 2004 году он уже врач акушер-гинеколог, потом несколько курсов повышения квалификации. В 2018 году он освоил ультразвуковую диагностику.
После карьерного сверхускорения на родине бывшего провинциального гинеколога Махера аш-Шараа называют третьим человеком в Дамаске, его часто вспоминают в воронежском меде.
«Врач-политик. Хотя, если человек достаточно развит интеллектуально, большой кругозор, большой опыт, почему нет?»
Перед поездкой в Москву его младший брат-президент в интервью ВВС заявил: он едет за Асадом. Но только бывшего президента никто возвращать не будет, считают эксперты.
«Если его выдать нынешней власти, то его ждет тюрьма, может быть, казнь, я не знаю, как они с ним поступят, он же злейший враг нынешнего режима. В этом контексте отдать Башара Асада означает подписать ему смертный приговор, и как после этого на нас будут смотреть в мире».
Сирия лежит в руинах. Американцы и европейцы сняли часть санкций, но капиталы быстро в страну не зайдут, поэтому Россия – хороший партнер. Вот и новый лидер заявляет, что не хочет рвать экономические связи, которые развивали много лет.
Основа сотрудничества Советского Союза и Сирии – поставки вооружений. С 1955 года туда шли танки, истребители, такие как МиГ-21 и МиГ-23, и ракетные системы. С 1974 по 1985 год до 90% импортируемого оружия – советское, а еще мощная поддержка в развитии экономики и инфраструктуры. Наиболее значимый проект: строительство плотины на реке Евфрат в Табке. Она обеспечила Сирию гидроэлектроэнергией и орошением, создав крупнейшее водохранилище в стране. СССР помогал в строительстве дорог, железных дорог и электрификации. Тысячи сирийских специалистов и инженеров получили образование в Советском Союзе. Россия также готова помогать отстраивать новую Сирию.
«Сегодня обсуждали конкретные проекты и в области энергетики, транспорта, развития туристической сферы, здравоохранения, в культурно-гуманитарной сфере. Мы готовы оказывать поддержку и участвовать в восстановлении Сирии», – отметил заместитель председателя правительства Российской Федерации Александр Новак.
У России свои интересы: сохранить военное присутствие. Хмеймим в сирийской Латакии и Тартус – единственная военно-морская база России в Средиземном море. И Сирийские власти, кажется, тоже в этом заинтересованы.
«Наличие и присутствие российских военных баз также является неким сдерживающим фактором для региональных игроков, как для Израиля, так и для Турции, и способствует в определенной мере предотвращению дальнейшей дестабилизации фрагментации страны», – отметил эксперт по Ближнему Востоку Российского совета по международным делам Алексей Хлебников.
Встреча продолжалась два с половиной часа. Ахмед Аш-Шараа заверил, что постарается перезапустить отношения с Россией и познакомить Путина с новой Сирией.