На этой неделе Верховный суд России вынес окончательный вердикт по резонансному «квартирному делу» певицы Ларисы Долиной, оставив право собственности за Полиной Лурье. Покупатель не виноват, заключили в инстанции. В ситуации разбирался политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.
Далеко не каждое заседание Верховного суда привлекает столько внимания. Однако за делом «Долина против Лурье» следят миллионы в прямом эфире. Квартирный вопрос встал ребром и может испортить не только москвичей, а вообще все, например, обрушить рынок недвижимости. Но Верховный суд выносит свой вердикт в пользу Полины Лурье.
«Продавцу квартиры отказано в оспаривании сделок. Право собственности на жилое помещение остается за покупателем», — заключил член Совета судей Верховного суда Российской Федерации Юрий Москоленко.
Началась история весной прошлого года, когда к Ларисе Долиной обратился липовый сотрудник ФСБ и заявил, что ее сбережения находятся под угрозой, и надо их срочно спасать. Мошенники не дают жертве опомниться: она даже не замечает, что один из участников схемы — лже-сотрудник Финмониторинга — это человек-паук. В его паспорте — фотография актера Тома Холланда. Следуя указаниям аферистов, певица раскидывает деньги на подставные счета, продает пятикомнатную квартиру в Хамовниках, в центре Москвы. Всю вырученную сумму — 112 миллионов рублей наличными — также отдает мошенникам.
«Она была убеждена, что в действительности квартиру не продает, что эта сделка может носить фиктивный характер, и как только преступники будут пойманы, государство эту сделку аннулирует».
Как только Долина понимает, что все это обман, она идет в полицию и в суд с требованием отменить сделку.
Лариса Долина — урожденная Кудельман — девичью фамилию матери берет как сценический псевдоним. Родилась певица в Баку в 1955 году. В три года переезжает с родителями в Одессу, где и начинает петь. Будучи школьницей, она уже выступает. Позже в Армении она работала вместе с Константином Орбеляном, в Азербайджане — с Поладом Бюль-Бюль Оглы, побеждала в престижных конкурсах, исполняла песни для известных кинофильмов и даже сама снималась. Звание заслуженной артистки России получила в 1993 году, народной — пять лет спустя. Замужем была трижды, есть дочка и внучка.
В отличие от Долиной, покупатель — Полина Лурье — человек непубличный. Женщине 35 лет, фамилия ей досталась от бывшего мужа. Она — мать-одиночка, но при деньгах. По данным СМИ, ее отец — топ-менеджер крупного IT-холдинга, мама — врач-аллерголог. Сама Полина зарегистрирована как частный предприниматель.
«Меня называют профессиональным риелтором, но профессионал — это тот, у кого либо есть образование в этой сфере, либо доход в этой сфере. У меня на тот момент не было ни того, ни другого».
Суд первой инстанции — Хамовнический — решает вернуть квартиру певице, а Лурье предлагает требовать деньги с мошенников. Поскольку дело резонансное, то оно вызывает на рынке цепную реакцию — так называемый «эффект Долиной». За короткий срок поступило три тысячи исков от продавцов квартир, в основном пожилых, с просьбой аннулировать сделки купли-продажи, мол, аферисты обманули.
«Выявились такие истории, как будто бы человека обманули: она продала квартиру, отдала деньги мошенникам. А в квартире сейчас сделали капитальный ремонт, и она хочет вернуть свою квартиру и потом со своей пенсии отдавать деньги 200 лет покупателю. Поэтому тут еще нужно поспорить, кто мошенник», — отметила руководитель агентства недвижимости Епракся Алавердян.
Тем временем Полина Лурье проигрывает две апелляции и доходит до Верховного суда.
«Судебные постановления по делу приняты с существенным нарушением норм права и согласиться с ними нельзя», — говорится в решении Верховного суда РФ.
Истец — Лариса Долина — сама на заседание не приходит
«Истец максимально заинтересована в скорейшем и мирном урегулировании конфликта и готова сама отдать деньги ответчику», — добавила адвокат Ларисы Долиной.
При этом сторона истца сомневается, что покупатель — ответчик — проявил должную осмотрительность, так как в квартире прописаны дочка и внучка певицы.
«Никто не посчитал нужным хотя бы связаться с матерью несовершеннолетнего ребенка: она в курсе того, что продается квартира, где ребенок зарегистрирован, или нет. Один звонок матери ребенка, и не было бы ни этой сделки, ни этого судебного процесса», — заявила Мария Пухова.
«Лариса Александровна для меня человек уважаемый. Я адрес и номер не уточняла, но она сказала, что это у дочки квартира», — рассказала Полина Лурье.
В итоге Верховный суд поддерживает покупателя.
«Недобросовестного поведения Лурье П.А. при заключении оспариваемых сделок судами установлено не было. Дееспособный гражданин должен в первую очередь самостоятельно отвечать за последствия своего поведения», — говорится в решении Верховного суда России.
Иск Долиной к Лурье отклонен, остается иск Лурье к Долиной о прекращении права пользования и выселении. Он направлен в Мосгорсуд.
«У нас система права не прецедентная, и любой судья, рассматривая дело, руководствуется только своими внутренними убеждениями и материалами гражданского дела. Однако определение Верховного Суда без преувеличения является поворотным».
Новые защитные меры обсуждают в Госдуме, например, о том, чтобы все сделки с недвижимостью проводить через нотариуса, а самим нотариусам добавить полномочий.
«Если цена ниже рынка на 10% и более — это тревожный звонок. Если человек находится в пожилом, пенсионном возрасте, и при этом у него единственное жилье — это тревожный звонок. Если сделка почему-то осуществляется очень быстро и немедленно надо все решения принимать — это тоже тревожный звонок».
У риелторов — свои методы.
«Справку из психдиспансера обязательно требуем максимум за три дня, но желательно день в день брать. В случае, если сделка заключается с возрастным продавцом, то мы еще и врача приглашаем. Медосвидетельствование проводится прямо на сделке для того, чтобы исключить слудующую ситуацию: продавец три дня назад получил эту справку, а сегодня он не в себе и кому-то готов передать эти деньги», — объяснила Епракся Алавердян.
Первопричина заключается в том, что люди вообще идут на поводу у мошенников. Об этом даже президент говорит в эфире главной телепрограммы «Итоги года с Владимиром Путиным», отвечая на вопрос телерадиокомпании «Мир» о том, есть ли данные, показывающие, насколько стало меньше обманутых граждан.
«Да, есть такие данные, меры сработали. Наверное, еще многое можно и нужно сделать по этому направлению. Количество преступлений подобного рода сократилось на 7%, как докладывает Министерство внутренних дел, а ущерб — на 33%. То есть в целом результат положительный. Но на что бы хотел обратить внимание и хотел бы обратиться к гражданам страны: мошенничество никуда не делось. И по мере усложнения и увеличения возможностей использования различных технических средств при решении текущих житейских проблем мошенники будут и дальше совершенствовать свои инструменты и предпринимать усилия для вымогательства денег. Поэтому, как только с вами кто бы то ни было и каким бы голосом человек не говорил — учитывая возможности искусственного интеллека, это особенно опасно — начинают говорить о деньгах и о каком-то имуществе, сразу же кладите трубку. Сразу же. Даже ни одного слова не нужно по этому поводу говорить. Если банки и прочие, у вас там есть с кем разговаривать, есть люди, которых вы лично знаете. При посещении банка решать нужно проблему. Это самый лучший способ. Ни с кем и никогда, прошу, не обсуждать никаких вопросов, связанных с деньгами и имуществом».
Что касается сериала «Квартира Долиной», то первый сезон — с открытым финалом. Но будет сиквел. Вопросы остаются, например, можно ли выписывать внучку певицы и куда. Сама же Долина без крыши над головой не останется. По данным СМИ, у нее есть два особняка в Дмитровском районе Подмосковья. Трехэтажный — на 360 квадратных метров, и четырехэтажный — почти в два раза просторнее. Вот только деньги — у мошенников. Защиты граждане ждут от силовиков и чиновников, но помочь могут и просто неравнодушные люди: коллеги, соседи, прохожие, да хоть таксисты. Итак, тариф эконом на миллионы. Истории — от корреспондента «МИР 24» Виталия Никулина.
