На этой неделе отмечалась годовщина разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Как советские разведчики решили исход битвы на Волге, узнал специальный корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.
2 февраля отмечался День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. И ФСБ публикует вот этот документ: «Разведывательная сводка номер 7», всего 11 страниц. О положении на оккупированных территориях и настроении солдат противника. Цитата: «Среди немецких и итальянских солдат на Сталинградском фронте отмечаются антивоенные настроения и дезертирство». Составлена 18 ноября 1942 года, то есть как раз накануне советского контрнаступления. Подпись — начальник четвертого управления НКВД Судоплатов.
«Запомните, что само по себе наше подразделение, как оно ни было велико численно, как ни высококвалифицированным в своей области, но оно само по себе ничего выиграть не могло», — отмечал Павел Судоплатов.
Уникальные кадры: воспоминания Павла Анатольевича Судоплатова. Многие детали его работы засекречены до сих пор, а потому в нашем распоряжении лишь фрагменты интервью. Он по-прежнему человек-загадка и человек-легенда.
На свет появляется в 1907-м в Мелитополе Таврической губернии в семье мельника. Отец умирает в год революции, и уже в 12 лет Павел покидает дом – уходит с отрядом Красной армии.
«После этого начались его приключения, которые включили в себя и плен у белогвардейцев, где его могли вполне расстрелять, да, он вовремя сбежал, и участие в реальных боевых действиях в качестве сына полка».
После побега подросток присоединяется к красным. Затем становится сотрудником ГПУ – государственного политуправления.
«Если первые два-три года я, будучи совсем юнцом, был на подхвате, то уже в последующие годы, начиная с 1925 года, я уже был на оперативной работе. Там национализм тоже бушевал. С одной стороны, украинский буржуазный, с другой стороны — еврейский», — отмечал Павел Судоплатов
Вступает в партию и в 1924 году переезжает в Москву.
«К этому времени я уже был опытным человеком. Опытным в области контрразведывательной работы, борьбы с кулачеством, поджогами, массовыми поджогами, массовыми убийствами наших уполномоченных по хлебозаготовкам и т.д», — отмечал Павед Судоплатов.
В разведке почти сразу переходит на нелегальное положение. Задача – войти в доверие к Евгению Коновальцу, лидеру и основателю ОУН, Организации украинских националистов. Судоплатов пользуется портретным сходством с убитым националистом по фамилии Валюх и выдает себя за него.
«Я владел языком в совершенстве, знаете. Я даже перешел от обороны в наступление. Филолог, вы за чистоту языка не боретесь. Онемечились вы тут, ополячились, все что угодно», — вспоминал Павел Судоплатов.
Внедрение проходит успешно. Коновалец – враг со стажем. Рожден в окрестностях Львова на территории Австро-Венгрии. Против России воюет как прапорщик австрийской армии, против Страны Советов – как полковник у петлюровцев. Обсуждает и развивает идеи великой независимой Украины еще до первой мировой, будучи студентом. А после выгодно продает проект украинского национализма немцам. В 1930-х лично встречается с Гитлером, дважды. Воодушевлен, планирует новые теракты.
«Была создана агентурная группа из пяти человек во главе с женщиной, тоже националисткой, которая в Соединенных Штатах готовила убийство Максима Литвинова во время его визита на сессию Лиги наций», — отметил Олег Матвеев.
Москва принимает решение ликвидировать Коновальца.
Лидер украинских националистов катается по Европе. Предпочитает Германию или Италию – близки по духу, все-таки Гитлер и Муссолини. Но Судоплатов выманивает Коновальца в Роттердам: во-первых, Нидерланды– страна нейтральная, да и пути отхода хорошо продуманы и подготовлены.
Договариваются о встрече в ресторане «Атланта». Лидер националистов приходит без охраны, доверяет. Судоплатов знает, что у Коновальца есть слабость – любит сладкое. И дарит шоколадные конфеты в жестяной коробке. Внутри – 400 граммов взрывчатки и часовой механизм, который активируется при изменении положения коробки. Попрощавшись, Судоплатов быстро уходит, в магазине неподалеку покупает плащ и шляпу, переодевается. Классика! И вскоре раздается взрыв: Коновалец убит.
Вот кадры с его похорон, на венке знакомая надпись – лозунг националистов. Говорят, именно Коновалец его и придумал.
Уже после войны Судоплатов руководит поисками последователя Коновальца, нацистского преступника Романа Шухевича. Его в итоге находят и убивают во время перестрелки.
А до этого, в 1940-м, Судоплатов координирует еще одну громкую операцию, в Мексике: покушение на Льва Троцкого, который активно критикует Советский Союз и даже организует свой Четвертый Интернационал, бросая вызов Сталину. Итог известен: агент НКВД Рамон Меркадер смертельно ранит Троцкого альпинистским ледорубом.
Судоплатов с конца 1930-х снова в Москве. С тревогой наблюдает за тем, что происходит в Европе.
«Основными застрельщиками борьбы против нас в этот период выступала Англия и Франция. И не сами. Поляки и румыны. Вот они как бешеных собак спускали против нас. Польская разведка — серьезная разведка была, много неприятностей нам причиняли», — подчеркивал Павел Судоплатов.
С другой стороны, и Гитлер явно к чему-то готовится.
«Нам не хватило, ну, может быть, года-полутора для того, чтобы мы завершили подготовку нашей армии, нашей промышленности», — отмечал Павел Судоплатов.
Во время войны Судоплатов совмещает сразу несколько должностей – занимается и разведкой, и организацией диверсий. И минированием стратегических объектов во время битвы под Москвой. Тоже задача со звездочкой.
«Минирование ближних и дальних подступов — мы такой задачи перед собой не ставили, когда готовили саперов, наших минеров. Их задача заключалась в том, чтобы в тылу противника рвать железные дороги», — подчеркивал Павел Судоплатов.
Еще и радиоигру ведет, хотя обычно это дело контрразведки. Кодовое название «Монастырь» – задумана для борьбы с агентами абвера, но затем используется для слива дезинформации. По крайней мере, об этом говорит сам Судоплатов в своих мемуарах.
«Немцы ждали удара под Ржевом и отразили его. Зато окружение группировки Паулюса под Сталинградом явилось для них полной неожиданностью», — писал Павел Судоплатов. Плюс аналитика, например, та самая сводка из Сталинграда. Изучение настроений среди союзников немцев сыграет свою роль.
«Мы основную тяжесть удара нанесли именно где были румынские войска. И они все побежали», – указал Олег Матвеев.
Правда, это не конец истории. Контрнаступление под Сталинградом растягивается на долгие 2,5 месяца. Враг отчаянно сопротивлется.
«Они боялись, они боялись плена, они боялись, что те злодеяния, которые в этой же разведсводке изложены, любой нормальный человек не простит. И только по этой причине они в основном и сражались до последнего».
В феврале 1943-го Судоплатов становится комиссаром государственной безопасности третьего ранга. Это уже генеральское звание в 35 лет! Получает квартиру в здании в Милютинском переулке, недалеко от Лубянки. Так называемый дом ОГПУ – здесь в 1930-х сам нарком внутренних дел Ягода жил. Квартиры просторные, по три штуки на этаже. И три лестницы – одна парадная и два черных хода. Неплохой вариант для разведчика.
«Cуществовала большая разница между званиями, которые офицеры носили в Красной армии и в органах госбезопасности. Назначение на вышестоящую должность или присвоение воинских званий в системе НКВД, как правило, осуществлялось по результатам работы», — рассказал писатель, историк спецслужб Николай Лузан.
Ближе к концу войны он начинает заниматься еще и атомным проектом. В сентябре 1945-го в НКВД даже именной отдел появляется, единственный в истории! Отдел С, то есть судоплатовский.
«Задумывалось как единое окно для ознакомления ученых с материалами, которые добывала внешняя разведка и военная разведка», — уточнил Олег Матвеев.
Результат – появление советской атомной бомбы. Теперь бывшие союзники вынуждены отказаться от планов ядерного нападения на СССР.
В 1953 году умирает Сталин. К власти приходит Хрущев, Берия арестован, генерал-лейтенант Павел Судоплатов тоже, за компанию.
«Он должен был быть фигурантом дела Берии. Но благодаря тому, что он применил хитрость и имитировал свое сумасшествие, потребовалась его психиатрическая экспертиза, его задача была затянуть время», — отметил Олег Матвеев.
Такое провернуть сможет только человек подготовленный. Судоплатов отказывается от пищи и лишается зубов во время принудительного кормления. Во время болезненных процедур, вроде пункции, когда ему повреждают позвоночник, делает вид, что ничего не чувствует.
Расстрела удается избежать, но уже в 1958-м Судоплатов получает 15 лет тюрьмы за пособничество в подготовке госпереворота. Виновным себя не признает, сидит от звонка до звонка.
И здесь на первый план выходит совсем другая история – история любви, первой и единственной. На сотруднице ОГПУ Эмме Кагановой женится еще в 19 лет. И в трудные минуты она его не оставляет.
«Она его ждала из тюрьмы, помогала ему всячески. Она, собственно, ему помогла в этой ситуации, в самом начале ареста, как надо себя вести, как сымитировать это сумасшествие», – подчеркнул Олег Матвеев.
У пары двое сыновей, рожденных в военное время. Во время интервью один из них звонит по телефону. Голос сурового разведчика и диверсанта меняется.
Реабилитируют его только в 1992 году по закону о жертвах репрессий. В 1996 году Павел Анатольевич умирает, его хоронят на Донском кладбище. И только два года спустя возвращают награды по-тихому, закрытым указом президента Бориса Ельцина.
