Лос-Анджелес, 31 августа. Знаменитый голливудский режиссер Уэс Крэйвен скончался на 77-м году жизни, сообщает «МИР 24».
Официальная причина смерти пока не называется, однако известно, что в последние годы Крэйвен страдал от рака мозга. Последние дни кинематографист провел в окружении близких в своем голливудском доме.
Мастер ужасов родился в 1939 году в Кливленде. Примечательно, что будущий автор классических хорроров не обучался на режиссера, а получил магистерские степени по психологии и английской литературе.
Крэйвен, впрочем, быстро разочаровался в академической среде и решил уйти в киноиндустрию. Многие годы спустя, уже будучи маститым режиссером, Уэс признался, что начал карьеру со съемок порно.
Набравшись опыта, работая в сомнительном жанре, Крэйвен заканчивает писать сценарий к своему первому фильму и предлагает его продюсеру Шону Каннингему. Так в 1972 году на экраны выходит культовый слэшер «Последний дома слева» - хоррор-фантазия, вдохновленная скандинавским фольклором и «Девичьим источником» Ингмара Бергмана.
Фильм получился невероятно жестоким для тех лет и получил высший рейтинг X, который не сулил больших доходов. Чтобы понизить возрастной рейтинг, Крэйвену пришлось вырезать наиболее шокирующие сцены. В итоге картина, снятая практически без бюджета, принесла создателям более трех миллионов долларов.
«Ужасы — это то, с чего может начать любой молодой режиссер, потому что в этом жанре можно делать кино с маленьким бюджетом, а заработать на порядок больше. Мы сняли «Дом...» за три недели, используя друзей в качестве актеров. Шум был большой, кого-то из зрителей тошнило, однажды возмущенные зрители чуть не побили киномеханика», - вспоминал Крэйвен.
Познания в европейском фольклоре помогли Крэйвену снять его второй фильм, также ставший классикой ужасов. Вдохновившись шотландским преданием о семье людоедов, живших в горах, он снимает хоррор «У холмов есть глаза».
Несмотря на успех «Последнего дома слева», у Крэйвена было недостаточно денег на спецэффекты и качественный грим. Эту проблему режиссер решил остроумно, пригласив на роли мутантов актеров с нестандартной внешности, которая требовала минимальной работы гримеров. Съемочная группа экономила на всем: даже труп собаки в одной из сцен был настоящим.
Картина получила наивысший прокатный рейтинг, из-за которого ее пришлось перемонтировать. Режиссерская версия фильма, к сожалению, была утрачена.
Триумф второй ленты позволил Крэйвену реализовать еще несколько проектов. Один за другим в прокат выходят фильмы «Лето страха», «Смертельное благословение» и «Болотная тварь». Ленты были достаточно тепло встречены публикой, но не приобрели культовый статус. Тогда Крэйвен решает придумать нечто качественно новое в жанре ужасов.
Создать подлинный шедевр режиссеру помогла статья, случайно прочитанная им в Los Angeles Times. Журналисты сообщили о загадочном случае, который произошел с детьми, страдавшими от ночных кошмаров. Таинственное расстройство было настолько сильно, что целая семья умерла от сердечных приступов во сне. Прочитав об этом случае, Крэйвен набросал черновик сценария к фильму «Кошмар на улице Вязов».
Во время работы над сценарием возник и образ одного из самых известных злодеев в истории кино. Маньяку с обожженным лицом, который смог проникнуть в сны своих жертв, Крэйвен дал имя Фредди Крюгер. Так звали школьного хулигана, издевавшегося над Уэсом, когда он был ребенком.
Успех «Кошмара на улице Вязов» был феноменальным. Снятая с минимальными затратами, картина заработала в прокате 25 миллионов долларов. За первой частью последовало семь продолжений, ремейк, кроссовер «Фредди против Джейсона», телевизионный сериал, несколько книг и комиксов.
Следующим серьезным успехом Крэйвена стал фильм «Змей и радуга», посвященный зловещему культу вуду, распространенному на Гаити. Одним из оригинальных решений съемочной группы было создание звуковых эффектов, для которых использовался голос авангардной певицы Диаманды Галас.
В 90-е годы в жанре ужасов наступил упадок. У сценаристов кончились идеи, а бессмысленные слэшеры с потокам крови уже никого не пугали. Казалось, что жанр остался в 80-х, пока Крэйвен не решил полностью переосмыслить шаблоны хоррора.
«Людям в принципе стало страшно жить. А в кино ты переживаешь страх как развлечение, как езду на американских горках. Эта игра снимает напряжение. Оттого на хорроре зал то и дело смеется нервным смехом. А ужасы в реальной жизни несравнимо страшней и изощренней, чем в самом навороченном фильме».
В 1996 году на экраны выходит «Крик» - постмодернистский триллер, выворачивающий наизнанку стандартные сюжетные ходы. Благодаря работе Крэйвена, молодежный хоррор вновь стал привлекательным для голливудских продюсеров.
Всего на экраны вышло четыре части франшизы. Заключительная серия тетралогии была снята в 2011 году. Она стала последней работой выдающегося мастера ужасов.
Подробнее в сюжете: Новости кино