Москва, 19 сентября. В Москву привезли шедевры итальянского художника XVI века, который считается основателем реализма в живописи. Его полное имя – Микеланджело Меризи да Караваджо, которое еще при его жизни сократили просто до Караваджо. Его работы в эти дни можно увидеть в Пушкинском музее. Правда, их всего только две. Всего же из Италии привезли 50 полотен. Авторы остальных – последователи Караваджо. Их имена не известны широкой публике. Корреспондент «МИР 24» Елена Шарова одной из первых побывала на выставке и убедилась, что великие мастера всегда опережают свое время.
С какой части экспозиции зритель ни начал бы ее осмотр, он все равно придет сюда – к Караваджо. «Мальчик, укушенный ящерицей» – один из главных шедевров выставки. Потому как деталей и подробностей в картине столько, что можно рассматривать ее часами.
Например, роза в волосах – символ нежности, и тут же в вазе – завядший цветок. Это намек на скоротечность жизни. Между зрителем и мальчиком – ягоды. Они тоже контрастные – свежие и гнилые. А в мутной воде вазы – не просто какое-то помещение, а отражение комнаты самого художника. Но хранит работа и другие тайны. Искусствоведы до сих пор спорят – действительно ли это автопортрет Караваджо.
Меньше вопросов – к другому полотну мастера. Снова ярко-освещенная фигура на темном фоне. Движение, схваченное налету. До Караваджо так никто не писал. Он первым, еще в XVI веке, начал использовать светотень. Современники считали его чудаком и скандалистом.
«То, что меня трогает в живописи Караваджо, в его искусстве – то, что он был первооткрывателем всего современного искусства. Он предвосхитил импрессионизм!» – отмечает президент Фонда Роберто Лонги Мина Грегори.
Окружают шедевры мастера работы последователей, которых позднее в XIX веке прозвали «караваджистами». После смерти Караваджо в 1610 году в Италию потянулись художники со всех концов Европы: Франции, Испании, Голландии и Германии. Так, например, серия из пяти портретов апостолов кисти испанца Хусепе де Рибера. Не надо быть ученым, чтобы тут же увидеть подражание Караваджо. Тот же минималистичный темный фон, яркие реалистичные фигуры святых с лицами простых смертных. Рибера работал в Неаполе, недалеко от Рима. В XVII веке именно Вечный город был центром художественной жизни Европы.
«Это расцвет собирательства частного. Должна вам сказать, что в 40-х годах XVII века, есть статистика, в Риме было 160 с лишним частных коллекций. Все очень крупные. Все хотели иметь работы Караваджо, и в отсутствии его, так как его уже не было в живых, конечно, были востребованы художники, которые следовали его традициям», – поясняет куратор выставки Виктория Маркова.
Почти 50 работ прилетели из Флоренции – это часть коллекции искусствоведа Роберто Лонги. В начале двадцатого века он увлекался современным искусством, авангардной живописью, но когда случайно наткнулся на работу Маттиа Прети «Концерт», сфера интересов сменилась.
«У нас в фонде хранится небольшой текст, в котором друг и товарищ Сезана описал, как Роберто Лонги приезжал в Экс-ан-Прованс в гости к Полю Сезану с этой картиной. Он показал «Концерт» Маттиа Прети и сказал импрессионисту – вот так надо писать!» – рассказывает научный директор Фонда Роберто Лонги Мария Кристина Бандера.
Еще одна задача выставки – показать две коллекции. Вот, например «Отречение святого Петра» француз Валантен де Булонь написал в 20-х годах XVII века. Работа прилетела из Италии. А вторую картину с таким же названием художник создал намного позже. Она-то как раз – из коллекции Пушкинского. Кураторы говорят: наблюдательный зритель заметит, как спустя годы выросло мастерство художника.
Посетить выставку можно до 10 января. Несмотря на протяженность работы экспозиции, в Пушкинском готовятся к ажиотажу. Ведь четыре года назад на 11 работ Караваджо, главная из которых – «Юноша с корзиной фруктов», пришли посмотреть 240 тысяч человек.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»