Миграционный вопрос на этой неделе заставил задуматься о свободе творчества. Мальчик из Сирии, чье тело вынесло на турецкий берег, стал объектом карикатур французского журнала Charlie Hebdo. Это тут же взорвало и без того взволнованное европейское общество. Корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев выяснил, не потерял ли смысла лозунг «Я – «Шарли».
Главный герой рисунков - трехлетний Алан Курди – утонул в Средиземном море в начале сентября. Его семья пыталась бежать в Европу, но лодка перевернулась, и мечта не сбылась. Карикатуру сопровождает подпись: «Так близко от цели». На втором рисунке напечатано: «Христиане ходят по воде. Мусульманские дети тонут».
На рисунки откликнулся почти весь мир. Многие говорят, что авторы переборщили. Вот и поэт Владимир Вишневский, один из авторов современной сатиры и любитель карикатур, работу не оценил.
«Здесь есть переход некой этической грани, который нарушает художественный эффект (…) Вот эта слезинка ребенка - по Достоевскому - и слезы его родителей. Какая бы глобальная проблема ни высвечивалась, к чему бы ни привлекали внимание карикатуристы, сатирики, юмористы, вот это меня бы задержало», - отметил Вишневский.
«Эта карикатура, мне кажется, более цинична, более оскорбительна, чем попытки насмехаться над пророком Мухаммедом», - заявил сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов.
Реакция мусульман на этот раз оказалась сдержаннее, чем 10 лет назад после первого карикатурного скандала с датской газетой Jyllands-Posten - тогда лихорадило полмира. Впрочем, и сейчас последствия непредсказуемы.
В Совете муфтиев России французских карикатуристов призывают знать меру. «Лучше не выпускать джинна из бутылки и не позволять себе оскорблять религиозные и вообще другие чувства людей», - сказал Аширов.
Этого художники Charlie Hebdo не боялись никогда. Их задача прямо противоположная: высмеивать, обличать и шокировать.
Предшественник журнала - ежемесячное издание Hara-Kiri - закрыли в ноябре 1970-го после грубой шутки о смерти бывшего президента Франции Шарля де Голля. Спустя две недели вышел первый номер Charlie. Скандальной можно назвать почти каждую новую карикатуру. Рисунок, посвященный смерти Майкла Джексона, подписан: «Наконец-то он белый». А на очередной карикатуре на исламскую тему пророк Мухаммед держит в руках табличку «Je suis Charlie». Номер озаглавлен словами «Все прощено» - имеется в виду январский теракт.
7 января двое вооруженных братьев Саид и Шериф Куаши ворвались в редакцию Charlie Hebdo в центре Парижа, застрелили 12 человек и ранили еще 11. В тот же день Франция вышла на улицы: во всех крупных городах прошли многотысячные демонстрации в поддержку журнала под лозунгом «Я – «Шарли». На шествие в Париже приехали многие мировые лидеры, даже те, кто раньше никогда не слышал о журнале. С такими же табличками митинговали в Лондоне, Риме и у французского посольства в Москве.
Сегодня популярность набирает лозунг «Я не «Шарли». Правда, крупных акций против журнала, как и в его поддержку, не было.
Художник Андрей Бильжо одним из первых осудил работу коллег из французского издания, хотя он признает право журнала выражать свое мнение. Но шутки шутками, а в данном случае получается, что цель оправдывает средства.
«Мне показалось, что в этих картинках есть некое злорадство, что не очень хорошо. Художник и редактор должны были понимать, что возможно двойное прочтение, они должны были каким-то образом этого избежать. По-моему, это просто не очень хорошие картинки», - считает Бильжо.
Он добавил: «Если бы за эту историю, не дай Бог, кого-то жестко наказали, то я тоже был бы против».
Другого мнения придерживается журналист и писатель Аркадий Бабченко. «Это, конечно, не насмешки над смертью. Это насмешки над западным мелкобуржуазным образом жизни, который варится в своей тарелке и не желает знать проблем других людей», - сказал он.
Так или иначе, сегодня невозможно представить жизнь без эпатажа, и средства массовой информации стремятся сделать все более эффектные жесты, добавил культуролог, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов.
«Все время расширяются границы дозволенного, все время оказывается, что этого уже недостаточно, что нужно еще более эффектное, эффективное. Идет эскалация насилия, эскалация секса, эскалация чего угодно», - подчеркнул Разлогов.
Предела, видимо, нет: каждая новая карикатура становится еще злее и циничнее предыдущих. Пережив расстрел своих коллег, художники не собираются себе изменять.
В четверг журналу вручили премию М100 Media Award в немецком Потсдаме - за вклад в развитие свободы слова и защиту демократии. Там главный редактор Charlie Hebdo Жерар Бияр объяснил смысл рисунка.
«Карикатуры отражают наше мнение. Эту гибель можно было предотвратить. Те, кто нас критикует, просто не поняли смысла. Не осознавать всю серьезность ситуации и стоять в стороне - это в принципе право каждого. Но у каждого есть и другое право - попытаться что-нибудь изменить», - сказал Бияр.
В ближайшее время руководству редакции скорее всего придется отправиться в суд. Иск против издания готовит Сообщество чернокожих адвокатов, которое усмотрело в последних карикатурах расизм, ксенофобию и моральное разложение французского общества. Впрочем, предыдущий громкий судебный процесс 2007 года издание выиграло.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе