В условиях кризиса знакомые вина существенно возросли в цене, а те, что заняли их место в доступном ценовом сегменте, неизвестны потребителю. Что происходит на винном рынке и как ориентироваться в новом ассортименте вин, рассказал корреспонденту «МИР 24» один из ведущих российских винных экспертов, член союза сомелье и экспертов России, винный критик, судья национальных и международных винных конкурсов, основатель и ведущий крупнейшего дегустационного винного клуба в России Денис Руденко.
- Денис, расскажите, пожалуйста, насколько бурно меняется рынок вина в России, и каковы тенденции формирования этого рынка сейчас?
- Ситуация на российском винном рынке сейчас очень интересная. Собственного вина у нас производится мало, его явно недостаточно, и мы завозим много импортного. Поэтому мы очень зависимы от курсов мировых валют.
На винном рынке наблюдается рост цен на те же 70-80 % от изначального ценника, на которые произошло падение рубля. Внутренние зарплаты у нас пока не выросли на те же 80%, а ценники подросли. Поэтому винная отрасль чувствует себя не очень комфортно, если не сказать больше. Речь идет скорее о выживании игроков этого рынка.
Оно и понятно: если вы законтрактовали у производителя определенные объемы вина и рассчитывали, что вы их продадите, а потом обнаруживаете, что ценник в рублях внезапно резко вырос, то вы уже не можете выполнить необходимый объем продаж, затариваете свой склад и близитесь к разорению. Условная фура вина по 10 евро за бутылку, пока была в пути, выросла в цене и вы вынуждены ее продавать по 700, а не по 400. А покупатель к этому не готов. Это совсем другая ценовая ниша, и огромное количество покупателей, которые помнят, что такое вино еще вчера стоило 400 рублей, сегодня совершенно не готовы выложить за нее 700, а то и все 900 рублей.
Поэтому в российской винной отрасли стало происходить сразу несколько важных процессов. В первую очередь, игроки этого рынка немедленно стали искать достойных производителей в российском виноделии — тех, кто может делать неплохие вина. Российские вина удивительным образом появились абсолютно во всех торговых сетях, даже в «Азбуке вкуса», причем за разумные деньги. Сети стремительно обзавелись либо договорами с производителями, либо хорошими прямыми поставками российского вина.
Для российского производителя эта ситуация очень комфортна, ими впервые так активно заинтересовались торговцы, чего виноделы и добивались. Более того, вино российских производителей уже начало входить в винный ассортимент кафе, гостиниц и ресторанов, чего раньше не бывало никогда.
— А что происходит с импортными винами?
Импортеры заняты активным поиском альтернативных источников недорогого вина. Поскольку рынок дорогого вина испытывает некоторую стагнацию, он сильно заторможен и пребывает в кризисе, то основной упор делается именно на недорогие вина. Идут активные переговоры и заключаются сделки с теми производителями вина, с которыми раньше россияне работали мало, а иногда и вообще не работали.
Наши торговые компании осваивают те винные регионы, которые не имеют громких раскрученных имен. Из-за этого отпускные цены производителей там пониже. Раньше средний российский покупатель приобретал, если французское вино, то Бордо или Бургундию, если испанское, то Риоху или Риберу-дель-Дуэро. Если итальянское, то Тоскану или Пьемонт — видные, раскрученные регионы.
Если же сейчас рассмотреть винные полки среднего супермаркета, то станет очевидно, что там стоит много вина из не самых известных потребителю регионов. Из французских регионов существенно увеличили свою представленность Юго-Запад страны и регион Лангедок, где производится менее дорогое, менее раскрученное, менее пафосное вино. Оно бытовое, повседневное и, возможно, иногда менее элегантное, хотя среди лучших образцов и в этих регионах встречаются прекрасные вина.
Если мы говорим про Испанию, то появляются вина из более демократичных регионов, таких, как Хумилья, Наварра и Аликанте.
Прибавили в ассортименте вина из не самых популярных винных районов Италии. Вино везут даже из таких регионов, про которые раньше массовый потребитель ничего не слышал. В этих регионах производители готовы продавать свои вина дешевле за счет того, что наш покупатель там желанный гость и местные виноделы очень заинтересованы в выходе на российский рынок.
На наш рынок активно выходят и португальские вина. Удивительно, но этот богатейший винодельческий район до сих пор был плохо представлен на российском рынке. Сейчас португальские вина активно ввозят многие торговые сети, имеющие собственный импорт. Соотношение цена-качество у этих вин зачастую совершенно великолепное, особенно если говорить о белых винах региона Бейраш и о винах Лиссабона. А среди чуть более дорогих прекрасны вина региона Байррада и долины Дору.
С помощью продукции новых для нас винных регионов наша винная отрасль ищет возможность для обновления, оживления продаж и, в конечном счете, для выживания.
- Есть еще какие-то заметные подвижки на рынке вина? Какие игроки чувствуют себя на нем увереннее?
- Импортеры стремятся обзавестись собственной розницей. Во всяком случае, очевидно, что те импортеры, которые имеют собственные торговые сети, чувствуют себя гораздо увереннее. Если посмотреть, сколько вина продают компании, которые вино только завозят, растамаживают, занимаются дистрибуцией, и сравнить с объемами продаж тех импортеров, которые имеют собственную розницу, то вторые определенно чувствуют себя увереннее.
Те же импортеры, у которых есть своя розница, чувствуют себя намного увереннее, поскольку они не вынуждены делиться доходами с ритейлом. А розница у нас вводит наценку минимум на 50%, а чаще этот процент доходит и до 80, и даже до 100%. Импортер же, который имеет собственные магазины, может умерить свои аппетиты и удовлетвориться меньшей маржой, но при этом он выживает за счет большего оборота.
Суммируя, можно сказать, что в России идет более выраженная сегментация винного рынка, упрощение вин средней ценовой категории и даже вымывание этой категории. Наибольшая активность наблюдается в сегменте недорогих вин. Правда, с нынешним курсом доллара граница и этого сегмента сдвинулась. Сейчас к недорогим базовым винам можно отнести продукцию в ценовой категории менее 600 рублей за бутылку.
Средний ценовой уровень - от 600 рублей до, примерно, полутора тысяч. Дорогие вина - выше 1500 рублей за бутылку.
В этих ценовых сегментах сейчас происходят следующие процессы. В сегменте недорогих вин идет замена продукции из более статусных регионов на менее известные и, поэтому, недорогие вина. И идет дораспродажа того, что было завезено и осталось на складах, с уменьшающимся поступлением новых вин от импортеров, которые не имеют собственной розницы. Заметное обновление ассортимента, новые незнакомые вина появляются в основном у тех импортеров, которые имеют собственную розницу.
В среднем ценовом диапазоне полная беда. Это та ценовая категория, в которой цена каждой бутылки уже довольно велика. А фура вина стоит не шестьдесят тысяч евро, а сто двадцать и более тысяч евро. При этом скорость оборота существенно ниже. Такое вино покупают редко. И покупателей таких значительно меньше. Если зайти в любой супермаркет, то легко видеть, что 2/3 ассортимента вин — это вина в ценовой категории ниже 600-700 рублей за бутылку, поскольку магазины ориентированы на активные продажи. Вина свыше 600-700 рублей — это удел либо специализированных винных магазинов, либо бутиков и винотек.
Вина средней ценовой категории сейчас везут мало: с ними больше всего проблем. Если на нижней его границе (до 1000 рублей) еще наблюдается хоть какой-то спрос, то вот на более дорогие вина спрос крайне низок. Можно говорить о затяжном «мертвом сезоне». А все потому, что в этот ценовой диапазон «заползли» вина, которые еще вчера стоили около 500-600 рублей. И те люди, которые их знают и с удовольствием пили, психологически не готовы покупать их более чем за 1000 рублей. А те, кто пил вина за 1000 рублей, тоже помнят, что это этикетка 500-рублевого вина, и тоже не готовы покупать их. Они привыкли получать за свои деньги вина совсем другого уровня и скорее станут пить меньше, но то же самое, что и раньше. Поэтому рынок вин средней ценовой категории, если и не совсем встал, то находится в серьезном кризисе.
Наконец, рынок супердорогого вина, где цена бутылки уже не 1000, а 5000, 7000 и выше, - такие вина тоже есть. Это рынок вина для очень обеспеченных людей и он испытывает, как ни странно, гораздо меньше потрясений, чем рынок просто дорогого вина. Люди, которые были суперобеспеченными, таковыми и остались. Даже если они стали вдвое беднее, это никак не сказалось на их привычках по отношению к винам. Если некоторый застой в продажах дорогого вина и наблюдается, то ситуация меняется совсем не так радикально, как в сегменте вин средней ценовой категории.
- Где можно рассчитывать на лучшее соотношение цена-качество?
- Сегодня я бы рекомендовал обращать внимание на торговые сети, которые являются собственной розницей какого-то из импортеров. У них много продукции из незнакомых россиянам винных регионов по невысоким ценам. К тому же у них бывают отличные винные акции. Когда на рынок выносится новый лейбл, новый производитель, новая линейка какой-то винодельни, то обычно к новому продукту надо привлечь внимание покупателя. Для этого у продавцов, имеющих собственный импорт, гораздо чаще бывают всякие скидки и акции, на которых по разумным ценам можно купить действительно хорошее вино.
В некоторых магазинах, которые в продуктовой части относятся к категории ультра-премиум, винная витрина на удивление доступна. Здесь можно по акции купить за 480-490 рублей очень неплохие вина. В рамках акции обычно 10-15 наименований вин продаются по одной, весьма невысокой цене.
Второй момент – очень крупная сетевая розница. Как бы ни поворачивалась ситуация, гипермаркеты стараются предлагать своим покупателям довольно качественные вина даже за относительно небольшие деньги, поскольку весь рынок понимает, что, если сейчас допустить провал, то можно уже никогда и не восстановиться. Здесь также возможны различные специальные предложения, акции - например, скидка 50% на вина определенной страны или определенной категории.
Акционные предложения бывают очень неплохи и ими надо пользоваться, если есть такая возможность. Поскольку даже в условиях городских квартир вино прекрасно хранится год-другой, если не помещать его рядом с источниками тепла. И по акции можно купить 5 или 10 бутылок хорошего вина, которое потом может стоить гораздо дороже. Такое поведение сейчас экономически оправдано.
- Расскажите, пожалуйста, о российских виноделах. Могут ли они составить конкуренцию, например, французским или итальянским?
- Любое вино несет на себя отпечаток места, где оно произведено. Попробовав вслепую, зачастую можно с уверенностью сказать, что это: Чили, Аргентина, Южная Африка или одна из стран Европы. Российское вино, конечно же, тоже узнаваемо. И это хорошо. Российские виноделы ни в коем случае не копируют вкусы других регионов. Являются ли российские вина высококачественными? Не всегда, но у нас есть уже как минимум несколько десятков отечественных виноделен, которые производят очень высококачественные вина. Некоторые из которых даже получают довольно высокие оценки на международных винных конкурсах.
На конкурсах вин существует балльная система оценки. Вино, набирающее, по оценкам дегустационной комиссии, от 75 до 85 баллов — это усредненное будничное вино. От 85 до 90 баллов — это хорошие вина на небольшой праздник, свыше 90 баллов – это очень хорошие, элегантные вина, а до 100 баллов набирают исключительные, уникальные, коллекционные образцы.
Наши вина привозят оценки и 86, и 88, и даже 90 баллов. То есть среди них немало по-настоящему хороших образцов, от уровня вина на праздник, до вина, лишь чуть-чуть недотягивающего до коллекционного уровня. У нас в России делают такие вина, и их довольно много.
Хороших виноделен в России больше двух десятков. Я не назову их все, только некоторые. Среди материковых производителей это, например, «Лефкадия» — одно из богатейших и красивейших хозяйств Краснодарского края; «Усадьба Дивноморское», ростовская винодельня «Вина Ведерников». Хорошие оценки получают вина «Виноградники Гай-Кодзора», большим вниманием пользуются вина Бюрнье. С большим интересом профессиональная среда следит за проектом «Усадьба Раевское». В последние годы хорошо стартовала «Вилла Звезда», есть отличные позиции у «Виллы Виктория» и у «Шато ле Гранд Восток». Очень неплохо выглядит топовая линейка вин производства «Фанагории». Среди игристых вполне хороши «Абрау Дюрсо» и «Кубань-вино».
Активно выходят на широкий внутренний рынок виноделы Крыма. Там можно говорить, как о качественных, о винах линейки Esse производства «Сатеры», о продукции винодельни «UPPA Winery» Павла Швеца. Из продукции старой когорты винных предприятий очень неплохо выглядят сухие вина «Солнечной долины», особенно сделанные из местного сорта винограда кокур.
К крымскому виноделию сейчас наблюдается заметный интерес бизнеса - туда идет поток новых инвестиций, строятся новые винодельни, разрабатываются хозяйства. Так, в Альминской долине появилась сделанная по последнему слову техники винодельня «Alma Valley» с потенциалом производства до 3 миллионов бутылок в год.
В России есть несколько строящихся и развивающихся проектов в Краснодарском крае. В целом я думаю, что количество и качество российских вин будет только расти.
Татьяна Рублева