Москва, 27 сентября. В этом году в рамках шестой Московской биеннале проходит множество событий. Среди них и выставки двух знаковых авторов современности.
В Еврейском музее посетители могут увидеть четыре работы британца Аниша Капура. Сейчас его выставка проходит и в Версале. Объект под названием «Грязный угол» уже несколько раз подвергался нападению вандалов - они оставили на работе антисемитские граффити. Сам Капур хотел их сохранить, но суд постановил все удалить. И это тоже вызвало очередной скандал. Капуру и в Москве пришлось давать комментарии на эту тему.
А вот в музее современного искусства «Гараж» открылась масштабная выставка американки Луиз Буржуа. Представлены работы, которые художница создала в последние годы своей жизни. Ее не стало пять лет назад. У входа в «Гараж» посетителей встречает самая известная работа Буржуа - огромный паук Маман. Не испугалась страшного насекомого и корреспондент телеканала «МИР 24» Александра Корчагина.
Прямиком из Версаля британский скульптор Аниш Капур прибыл в Москву на свою персональную выставку. Всего четыре работы доехали до Еврейского музея, но зато какие! Главным экспонатом, занявшим почти весь зал, стала скульптура «Моя алая родина». В ее честь и назвали саму выставку.
Огромный нож постепенно срезает алый воск, делая круг с каждым днем больше. Уже 12 лет работа скульптура колесит по миру и поражает воображение зрителей. Не теряется на ее фоне и другая скульптура Капура - огромное кривое зеркало. Каждый, кто в него посмотрится, вряд ли себя узнает.
Отличительная черта Аниша Капура - это простота линии. Чтобы добиться таких форм он использует в своих работах два материала: воск и сталь, с их помощью знаменитый скульптор создает свою уникальную параллельную реальность.
Каждая работа - это некий проход в другой мир. Например, скульптура «Убежище» так и манит заглянуть внутрь, так же как и инсталляция «Мое тело, твое тело». Этот огромный желтый круг символизирует солнце и затягивает в себя, словно под гипнозом.
«В моих работах существует две ветви исследования. Первая ветвь - это изучение цвета. Для меня цвет, в первую очередь, это материал. Цвет, он как масляная краска, такие 20 тонн масляной краски. Вторая ветвь относится не к материальному, а к метафизике, я делаю много работ с мрачным нутром, как например вот эта. После того как я ее создал, я задался вопросом, а возможно ли сделать тоже самое и с зеркалом. Да, возможно», - говорит и показывает скульптор Аниш Капур.
Капур считается одним из самых выдающихся скульпторов современности, его работы выставлялись на Венецианской биеннале, в «Тейт-Модерн», «Гран Пале» и, наконец, в Версале. Ну, а в Москву перевести тонны воска и стали из Англии оказалось не просто. Для этого потребовалось аж десять фур!
С такими же сложностями транспортировки столкнулись и работники «Гаража». Им, правда, нужно было перевезти через океан работы художницы Луиз Буржуа. И было их не четыре, а восемьдесят! Среди прочих самая известная скульптура - девятиметровая паучиха «Маман». По замыслу автора, она должна не пугать, а вызывать ассоциации с любимой мамой. Другая масштабная работа носит длинное название «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?». Широкой публике она представлена впервые в мире.
«Эта работа символизирует неоднозначность и сложность мира вокруг нас, также здесь отражена идея смены времен. Луиза очень интересовалась памятью и тем, как она сохраняется во времени. Зеркало - это символ самопознания, заглянув в него, вы видите не только свой внешний облик, но и познаете себя таким, какой вы есть изнутри», - говорит президент фонда Луиз Буржуа Джерри Горовой.
Основную часть экспозиции занимает серия «Клетки», созданных Буржуа за последние 20 лет. Художнице нравилось помещать все в замкнутые пространства. Таким образом она чувствовала себя защищенной от внешнего мира. Каждая инсталляция рассказывает о трудном детстве Луиз. Отношения ее родителей разваливались на глазах ребенка.
«Если мы с вами погрузимся чуть больше в ее мир, то создается такое ощущение, что это не мир какого-то политического протеста, или искусства, это очень личная история переживающей девочки, которая пытается на своем языке, очень простом и понятном, в то же время уникальном и глубоком разговаривать», - объясняет директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов.
Луиз Буржуа прожила насыщенную жизнь, дожив до 98 лет. Ее творчество находится на рубеже модернизма и современности, ведь начала она свой творческий путь еще в 40-е годы прошлого столетия. Материалом для ее работ всегда служили предметы из повседневной жизни, например, одежда или мебель. Сейчас ее скульптуры раскиданы по всему земному шару, а гигантских пауков авторства Буржуа можно встретить в десятке стран.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»