В деле цареубийц появилась новая страница

23:08 27/09/2015

В России возобновили уголовное дело о гибели семьи императора Николая Второго. Инициатором выступила Русская православная церковь. Случилось это незадолго до объявленного захоронения фрагментов тел цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Экспертизы уже проводили, и не раз. Так что же смущает священнослужителей, и когда в деле можно будет поставить точку, выясняла корреспондент телеканала «МИР 24» Мария Семенова.

Все, что осталось от царских детей, уместилось в нескольких небольших коробках, хранящихся в Российском государственном архиве. В одной из них - лишь 11 фрагментов. Их отложили для экспертиз. Фото цесаревича и княжны как раз напротив входа. Все это помещение посвящено дореволюционному периоду, около 200 тысяч единиц хранения. Здесь, например, рисунки юного Алексея Романова. Бумага, карандаш, акварель. Прекрасно сохранились.

«Мы пытаемся создать особые условия хранения. Это металлический сейф под сигнализацией и особый температурно-влажностный режим», - отмечает заведующая архивохранилищем личных фондов и архивных коллекций Людмила Засыпкина.

Но этот режим подходит для документов. Иное дело - кости. Да и вообще, говорят работники, шкаф не гроб, а архив не кладбище. Мнение директора Сергея Мироненко по этому поводу однозначно – останки членов царской семьи надо придать земле.

Захоронение планировалось на 18 октября. Но теперь останки ожидает новая экспертиза. Следственный комитет возобновил расследование обстоятельств гибели царской семьи. «Для этого необходимо провести эксгумацию останков императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в Петропавловском соборе городе Санкт-Петербурга», - отметил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

Эксгумацию уже провели. Она проходила как спецоперация, без свидетелей. Инициатором проведения новых исследований выступила Русская православная церковь.

«Император Николай Второй и члены его семьи причислены к лику святых. Их останки должны считаться святыми мощами. Поэтому для церкви это вопрос большой ответственности, церковь не имеет права на ошибку», - подчеркнул председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин.

Убийство произошло в 1918 году в доме Ипатьевых в Екатеринбурге, где царская семья содержалась под арестом. В ночь на 17 июля расстрельная команда под руководством коменданта Юровского привела в исполнение приговор Уральского облисполкома. Убили всех 11 человек, включая детей и прислугу. Трупы решили уничтожить - пытались сжечь, использовали серную кислоту. «В архиве следователя Соколова был ордер на выдачу десяти пудов серной кислоты», - говорит директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко.

Полностью уничтожить следы убийцам не удалось, но в советское время останки, по сути, никто и не искал. Тема была под запретом. Раскопки прошли лишь в 1991-м. Тогда нашли тела девяти расстрелянных. Провели три генетические экспертизы - в 1993 в Англии, в 1995 в США и в 1997 в России. После изучения генетического материала ученые дали заключение - есть останки Романовых, не хватает лишь Алексея и Марии. В итоге фрагменты отправили в Петербург, и в 1998-м торжественно захоронили у Петропавловской крепости.

Два года спустя Русская православная церковь канонизировала членов царской семьи и стала почитать как мучеников «царственных страстотерпцев». Но найденные останки признавать подлинными отказалась, поскольку их изъятие и экспертизы проходили без участия представителей РПЦ.

В 2007 году в том же районе под Екатеринбургом нашли новые фрагменты. Ученые предположили, что они принадлежат как раз царским детям. Снова экспертиза и снова положительный результат. Более того, год спустя в запасниках Эрмитажа нашли рубашку Николая с пятном его крови. В ней будущий император в 1891-м совершал путешествие по Японии. Там на Николая Второго произошло покушение - местный полицейский нанес ему удар саблей по голове.

«Греческий принц, который находился рядом с императором, отвел своей тростью этот удар. Поэтому удар пришелся буквально по верхней части головы, был срезан небольшой кусочек. Произошло кровотечение, но череп не пострадал. То, что на черепе должен был остаться след, - это мифология», - рассказывает историк Евгений Пчелов.

«Это костный останок царя. Когда предполагают, что царь избежал смерти, это странно, потому что не может человек без бедренной берцовой кости куда-то уйти», - отмечает директор Института общей генетики им. Вавилова РАН Николай Янковский.

В Институте общей генетики имени Вавилова готовы проводить новые исследования, но уверены, что результат будет тот же.

«Каждый человек уникален. По тем исследованиям ДНК, которые мы проводим, мы оцениваем вероятность случайного совпадения определяемых нами признаков. Она составляет примерно 10 в минус 18 степени. На земле живет 10 в 9-й степени людей. Нужно иметь миллиард человечеств, чтобы кто-то в них один совпал с данным костным останком», - поясняет Николай Янковский.

Однако позиция РПЦ не изменилась. Там настаивают на необходимости соблюдения всех процедур. Если надо, то и повторить их.

«Есть разные версии по поводу того, что происходило во время убийства царской семьи. Есть разные версии того, что происходило с телами после расстрела. Одна из версий, что была масштабная фальсификация, осуществленная советскими государственными деятелями. Поэтому нам и нужно добиться того, чтобы сама вероятность фальсификации, даже тщательно организованной и осуществленной государственными властями, была полностью исключена», - говорит председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин.

Режиссер Карен Шахназаров стал одним из первых, кто заговорил в России о судьбе Романовых. В 1991 году он снял фильм «Цареубийца». Николая Второго он считает трагической фигурой, которая не смогла противостоять ходу истории.

«У меня было ощущение, что Романовыми очень мало интересовались в тот момент. Он был очень непопулярной фигурой. У меня фильме это есть, они были никому не нужны, они всем мешали. Они и белым не нужны были, и красным. В этом была их ужасная трагедия», - отмечает Карен Шахназаров.

Сегодня же, говорит режиссер, ситуация изменилась на противоположную. «Мне кажется, что эту историю надо вообще закрыть. Надо закрыть и перевернуть», - отметил он.

Чтобы «закрыть и перевернуть» нужен, как минимум месяц. Дату захоронения останков царских детей, возможно, придется перенести.