Россияне заскучали по 1990-м

13:25 28/09/2015

Россия погрузилась в 1990-е. Пользователи соцсетей публикуют свои фотографии, где они на фоне ковров, в джинсах Мальвина и с начесом на голове. К флешмобу подключились даже знаменитости. В потоке фотографий все забыли, с чего все началось. А повод был. Неделю назад в московском парке «Музеон» прошел фестиваль «Остров 90-х». Собравшиеся слушали музыку из 1990-х, читали стихи из 1990-х, смотрели кино из 1990-х.

Это, казалось бы, совсем не политическое событие неожиданно привело к непримиримой дискуссии. Какой же все-таки была эта эпоха: счастливой или голодной? Блеск и нищета 1990-х - в репортаже корреспондента телеканала «МИР 24» Ксении Крихели.

Холодным январским утром 1990-го года на Пушкинской площади в Москве открылся первый ресторан «Макдональдс» - первая западная закусочная как разорвавшаяся бомба. В тот день «Макдональдс» посетило 30 тысяч человек. Был установлен мировой рекорд. Началась новая эпоха 1990-х.

«1990-е годы - это промежуток между двумя системами, переход был длиной в 10 лет. Как всякий тяжелый переход, он не обошелся без потерь», - говорит советник президента РФ по экономическим вопросам (1991-1993 гг), депутат Государственной думы первого созыва Сергей Станкевич.

Каждый раз перед выходом на сцену заслуженный экскаваторщик из рекламы МММ волнуется. Владимир Пермяков, которого все знают как Леню Голубкова, сегодня актер районного театра. В реальной жизни Леня Голубков сапоги и машину не покупал, акции МММ тоже. Было не на что. За съемки платили немного, а потом и вовсе наступила нищета.

«Когда рекламу МММ закрыли, у меня не было денег, чтобы поехать на метро на кастинг, у соседей занимал», - вспоминает актер.

В 1994-м Леня Голубков был объявлен «человеком года». В рейтинге популярности обошел даже Бориса Ельцина. Главный организатор МММ-аферы Сергей Мавроди даже поздравил россиян с Новым годом.

В небольшой московской квартире Митрий Фунтиков устроил музей 1990-х. Он бережно собирает и хранит одежду из того времени. У всякой вещи - своя история. «Этот спортивных костюм достался мне с плеча одного человека, он получил ножевое ранение. Теперь это солидные люди, видные деятели, бизнесмены», - говорит коллекционер. Одежда в 1990-е - это культ. Неважно что - главное дорого.

«1990-е - это эпоха понтов. Понты надо было кидать везде. Понты дороже денег. Ты не мог сказать, что на тебе браслетка всего за штукарь баксов, потому что это не понтово - десятка, но умудрился купить за двадцатку», - рассказывает Фунтиков.

Главный торговый центр России 1990-х - рынок в Лужниках. Там было все от фальшивых «Ролексов» до поддельного «Адидаса». Челноки были в почете.

«Мой парень как раз был из этой оперы. Он был весь в татуировках. Жил в Америке. Но когда начались 1990-е, он начал думать: как быть, чем зарабатывать. Кто-то подсказал ему, он выбрал путь поближе и ездил в Польшу за блузочками. Они выглядели ужасно, из непонятного материала, но было похоже на шелк», - вспоминает теле- и радиоведущая Рита Митрофанова.

Но ничто не ценилось так, как продуктовые карточки. В начале 1990-х на них можно было купить все - соль, сахар, спички.

«Я работала в школе при «ЗиЛе», там давали карточки. Мы иногда отоваривались, но редко преподавателям доставалось, большую часть раздавали рабочим на заводе. А мы преподавали в вузе при ПТУ. Помню, что купила однажды на карточку три куска детского мыла», - рассказывает писатель, общественный деятель Ирина Хакамада.

Тяжелые времена в 1990-х пережил и кинорежиссер, сценарист Виктор Мережко. Как мог, спасал от нищеты и голода известных актеров.

«Мы вдруг с женой обнаружили, что завтра у нас не на что будет купить молока и хлеба. Я понял, что никому не нужен в кино. Начался какой-то молох, все превратилось в грязный поток», - говорит Мережко.

1990-е - это эпоха падений и взлетов. Продюсеру Марку Рудинштейну в трудное для страны время удалось создать фестиваль «Кинотавр». Одни теряли, другие – зарабатывали.

«Тогда кто заработал деньги, не знал, что с ними делать. Они покупали один дом, второй, третью машину, четвертую. Не было культуры работы с деньгами, поэтому образовались банды, которые отнимали эти деньги», - говорит продюсер.

В 1990-е у Марка Рудинштейна началась свобода в прямом и переносном смыслах. В конце 1980-х он вышел из тюрьмы, где отсидел по статье за «расхищение социалистической собственности». Из заключения отправился к родителям в Израиль.

«Когда я приехал за границу, у меня было состояние российского человека, который стоит у магазина и плачет, потому что не понимает, как так все может быть», - признается основатель «Кинотавра».

Сейчас, спустя 15 лет, 1990-е у каждого свои. Но всех объединяет одно -ностальгия. Тогда все были моложе.

«Это было страшно яркое время. Очень много возможностей, казалось, что мы можем намного чего сгодиться», - делится журналист Анна Наринская.

«Для меня они были стремными, рискованными, но успешными», - говорит общественный деятель Ирина Хакамада.

«Страна ушла в отрыв, полный праздник непослушания, делай что хочешь», - отмечает организатор праздничных вечеринок, коллекционер одежды Митрий Фунтиков.

«Вся страна стала актерами какого-то страшного, опасного, веселого триллера», - заключил киносценарист, режиссер Виктор Мережко.