Минск, 3 октября. Шагал, Матисс, Дали. Работы всемирно известных художников представили в Минске. Более двух сотен графических листов периода с 1910 по 1970 годы разместили в самой большой частной галерее Беларуси. Она появилась в центре Минска чуть больше месяца назад. На тысяче квадратных метров в день открытия представили картины белорусских художников. А теперь на их месте – графика Шагала на библейские сюжеты и цветные эстампы Дали к «Божественной комедии» Данте. Корреспондент «МИР 24» Александра Кулакова узнала, тяжело ли было организовать такую выставку.
Багаж с пометкой «Осторожно, хрупкий груз!» посетил многие столицы мира. Очередная остановка в Минске. В девяти противоударных чемоданах работы Дали, Шагала и Матисса: все качественно упаковано, а ящики заказывались специально. Всего 229 графических листов.
Все это принадлежит белорусским коллекционерам. Их имена держат в секрете. Стоимость – тоже. Известно, что годовая страховка графических работ обходится в один миллион долларов, а аренда на месяц – 10 тысяч долларов.
«Это не полиграфические варианты. Это вовсе даже не типографские. Это литография, ксилография и другие виды эстампа, которые создавались авторами. Несмотря на то, что любая техника графическая предполагает тираж, но это ограниченный тираж. И там, где касалась рука автора, это авторский экземпляр», – говорит директор галереи «Дом картин» Лариса Бортник.
В нижнем углу можно увидеть номер экземпляра, а также узнать, какое количество всего таких работ в мире. На каждой – подпись знаменитого автора.
Тысячу квадратных метров галереи разделили на несколько зон Матисса, Шагала, Дали. Например, «Сотворение Евы» уроженца белорусского Витебска Марка Шагала. Нескольких черных штрихов на белой бумаге.
«Совершенно живой частью нашей экспозиции являются работы Марка Шагала к Священному Писанию. Он очень долго шел к тому, что воплотить свой замысел. Еще в 20-е годы его посетила такая идея. Библия ему была недоступна, и мечта оставалась мечтой. Но, к счастью, он свой замысел реализовал. Мы рады, что каждый может подойти и вблизи увидеть руку мастера – от них исходит потрясающий дух», – отмечает заместитель директора галереи «Дом картин» Кристина Лядская.
Проиллюстрировал Библию Шагал после паломничества по Палестине, Сирии и Египту. Он создал 39 работ гуашью, а затем 105 офортов.
Тема религии, человека и Бога отражена и в работах Дали. Каталонец, волшебник, бунтарь и философ на вернисаже представлен цветными эстампами. 100 листов к «Божественной комедии» Данте.
«Это особая грань творчества Дали. Таким его видели не все. В Минске точно не было возможности увидеть его как иллюстратора. Причем увидеть это в оригинале. Иллюстрации к «Божественной комедии» он получил в качестве заказа. Заказ был к празднованию 700-летия поэта. Однако итальянцы, почувствовав, что такой большой заказ отдали не их соотечественнику, возмутились. Заказ у него отобрали. Тем не менее Дали довел свой заказ до конца, оставаясь верен себе», – рассказывает Лядская.
В другой части галереи только работы француза Анри Матисса. Множество золотых рыбок и ярких цветов. На склоне жизни, когда художник тяжело болел и не мог писать красками, он продолжал творить: вырезал цветные фигурки и наклеивал их на бумагу.
«Экспозиция Матисса уникальна тем, что она впервые в Минске. Здесь представлен его последний творческий период, когда он не мог работать кистью, когда он занимался декупажем, и из этих аппликаций, которые делал, он выполнял потом литографии, и вот это мы сегодня показываем», – поясняет директор галереи Бортник.
Выставка «Классики ХХ века» открылась в самой крупной частной галерее Беларуси. Она появилась в Минске месяц назад. В ее фондах три сотни работ народных художников Беларуси. Все они закуплены частным лицом специально для «Дома картин». Витольд Белыницкий-Бируля и его натурные этюды – особая гордость галереи. Всего 19 имен белорусских классиков. Но в галерее планируют собрать картины всех народных художников Беларуси, которых ни много ни мало 31.
Работы белорусских художников скоро будут соседствовать с шедеврами Дали и Шагала. Они тут останутся до конца года, а вот аппликации Матисса приехали в Минск только на месяц.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»