Москва, 7 ноября. Кто-то продает искусство, кто-то покупает. Один из самых известных адвокатов России Александр Добровинский еще и страстный коллекционер. В его собрании почти 40 тысяч экспонатов: плакаты и фарфор, ювелирные украшения и раритетные автомобили, шкатулки и ордена. Все эти сокровища хранятся дома, в офисе и на даче. Сам же Александр Добровинский уже подумывает о создании частного музея. А еще о продвижении закона о меценатстве, который бы обеспечил коллекционерам господдержку и льготы. «МИР 24» побывал в офисе адвоката и не нашел там ни уголовных кодексов, ни уставов, зато обнаружил множество произведений искусства, о которых рассказал их обладатель.
«Есть несколько краеугольных камней для покупки. Во-первых, шедевров значительно меньше, чем денег в мире, это надо понимать. И, наоборот, денег значительно больше, чем шедевров. Второй момент – надо покупать только то, что тебе нравится или крайне не хватает в коллекции», – считает адвокат и коллекционер Александр Добровинский.
Добровинский отмечает, что у него была огромная коллекция фарфора, которую он начал собирать, когда фарфор никому не был нужен - в конце 1980-х годов русский фарфор советского периода считался мещанством.
«Я к 1996 году сложил удивительную коллекцию из 4 тысяч предметов. В 1996 году Ирина Антонова, прозорливая, умница и вообще гениальный человек, предложила мне сделать в Пушкинском музее выставку советского фарфора. С тех пор пошла мода на советский фарфор», – пояснил коллекционер.
До фарфора у него была коллекция нагрудных полковых знаков, которые могли быть представлены как в бронзе или серебре, так и в золоте с эмалью. Некоторые экспонаты делались в мастерской знаменитого Фаберже.
«Я собрал ее за границей, когда там жил. Каждый полк в дореволюционной России имел нагрудный полковой знак. При этом солдатам они дарились, они были из бронзы, а офицер должен был заказывать его себе сам, исходя из своих финансовых возможностей», – говорит Добровинский.
Коллекционер добавил, что у него была идея собрать все полковые знаки всех полков России, что ему в итоге практически и удалось.
Плакаты, по словам адвоката, тоже оказались очень интересной коллекцией.
«Когда я начал засматриваться на плакаты кино 1920-1930-х годов, меня заинтересовало, что в это время происходит на Западе – копировали мы, не копировали? Есть русская школа, потом провал, потом все остальные. Настолько сильны были наши художники, которые работали в 1920-х и 1930-х годах в плакатах. Такие имена как Дейнека, Родченко, Наумов и так далее, можно перечислять долго. Я стал в основном покупать и искать российские вещи, но одновременно покупать какие-то канонические предметы Запада того времени. Это в сравнении – феерично и потрясающе», – объясняет Добровинский.
Коллекционер подчеркивает, что отечественный плакат человека останавливал, «он был яркий, дерзкий, цепляющий, не давал оторвать от него глаз». Западный же плакат был «милый, эстетский, арт-декошный, гладкий, очаровательный, медово-портвейный, он манил и приглашал».
«Нельзя сказать, что одно хорошо, другое – плохо, нет. Конечно, наш сильнее. Потому что искусство должно брать, кусать», – уверен Добровинский.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»