Москва, 21 ноября. «Черный квадрат» Казимира Малевича, не дождавшись пышных торжеств на государственном уровне, решил сам себе преподнести подарок к нынешнему столетию. Под первым слоем полотна ученых ждало еще одно, но уже цветное изображение. Оно таилось сразу под несколькими слоями краски. Новость облетела весь мир еще на прошлой неделе, а на этой - научные сотрудники Третьяковской галереи провели специальную пресс-конференцию по этому поводу, передает «МИР 24».
«По одной из версий, супрематическая композиция была написана на холсте с изображением футуристической композиции, потому что в какой-то момент у Малевича не было подходящих холстов и он взял первый попавшийся, который был в его мастерской. На нем, строго в границах будущего «Черного квадрата» художник написал белый квадрат, на котором изобразил несколько прямоугольников и аморфные цветные пятна, перетекающие одно в другое. Потом, на каком-то этапе, у него родилась идея написать «Черный квадрат», - рассказала сотрудница отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина.
Под «Черным квадратом» Малевича нашли и изначальное название картины. Дело в том, что на внутреннем, скрытом от глаз изображении есть еще и слова, написанные художником. Ученые ее расшифровали: «Битва негров в темной пещере». Но, во-первых, эту картину художник дважды зарисовал, а во-вторых никто и ничто и никогда уже не заставит весь мир называть «Черный квадрат» Малевича по-другому. Ведь настоящее название картины сложнее - «Черный супрематический квадрат», - но мир уже привык называть ее в упрощенном варианте.
«Это только первый этап исследования, связанного конкретно с «Черным квадратом». Чтобы сделать какие-то выводы, нам нужно расширить исследование супрематических ранних работ Малевича, которые хранятся в Русском музее и в нескольких других собраниях. Тогда, я думаю, мы к вам выйдем еще с какими-то более интересными сообщениями», - уверена директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Открытия породили комментарии про рост стоимости картины Малевича. Об этом странно говорить, учитывая, что речь об одной из главных картин ХХ столетия. В России, в трех разных музеях, хранятся сегодня все четыре «Черных квадрата», написанных Малевичем. Разумеется, когда картины покидают музейные стены и выезжают на зарубежные выставки, в этих случаях возникает необходимость обозначить страховую стоимость картины. Но никакой другой цены у «Черных квадратов» нет и быть не может. Правда, в истории ХХ века были случаи, когда сокровища музеев распродавали за рубеж и это решало какие-то насущные экономические вопрос. Но этот опыт однозначно вызывает сейчас осуждение и возвращаться к нему в России не собираются.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»