Санкт-Петербург, 12 декабря. Что помогает актеру на съемочной площадке перевоплотиться в литературного героя? Открывшаяся в Петербурге выставка дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Гостиная Шерлока Холмса и доктора Ватсона, туалетный столик Анны Австрийской – на «Ленфильме» показали предметы интерьера и костюмы, которые не раз «играли» в кино. Корреспондент «МИР 24» Лена Петревска прогулялась по экспозиции «Литературная классика на экране».
Эпоха «великого немого кино». В зале «Ленфильма» – тапер. На экране картина, которой почти 100 лет. Это «Шинель» Козинцева и Трауберга. Поставленный в 1926 году, фильм тогда считался новаторским, сегодня – классика.
«Да, тапер, черно-белое кино. Очень сложно после клипового сознания, постоянного мелькания… Здесь они рассматривают актеров, обстоятельства», – говорит актер театра и кино Виктор Бычков.
А вот та самая шинель, в которой актер Эмиль Галь сыграл Акакия Акакиевича Башмачкина. Один из ценнейших экспонатов «Ленфильма».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как стать актером массовки на «Ленфильме»
Рядом – королевские наряды. Их создали специально для экранизации «Гамлета» 1964 года. Их автор художник Симон Вирсаладзе учел даже манеру фехтования того времени.
«Человек-Амфибия». Лидер проката 1962 года. При тотальном дефиците снимать фантастику в СССР было особенно сложно. Глядя на костюм Ихтиандра, зрители гадали, из чего же он сшит.
«Не один десяток метров кинопленки был смыт. Нарезали кружками и на основу снизу вверх каждый кружочек – чешуйку – прикрепили. Для понятия масштаба работ – это один из четырех таких костюмов!» – рассказывает экскурсовод киностудии «Ленфильм» Елена Соколенко.
Если бы вещам, как актерам давали звания, то представленный на экспозиции секретер был бы заслуженным или народным. Снимался во многих фильмах. Но узнаваемым стал после «Приключений Шерлока Холмса и Доктора Ватсона».
«Помните, как Холмс спасает даму в одной из серий, ищет письма в этих ящиках? Вот в уголках царский вензель. Это говорит о том, что эта вещь из царского дома», – поясняет ассистент режиссера киностудии «Ленфильм» Тамара Агаджанян.
За другим столиком, а точнее изящным дамским бюро, Анна Австрийская писала письмо герцогу Бекингему. Дело было в конце 70-х прошлого века во всенародно любимом фильме «Д’Артаньян и три мушкетера».
«Актеру, чтобы хорошо сыграть, нужно все. Нужен настоящий стол, настоящий костюм, ну и хороший режиссер», – отмечает Агаджанян.
Впрочем, в кино вещь может лишь выглядеть как настоящая. В еще не вышедшей на экраны сказке «Самый рыжий лис» тыквы, книги, пни – дело рук бутафоров «Ленфильма». Почувствуют ли обман зрители, станет видно после выхода картины в прокат.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»