«Алиса и государство», или Старая сказка на новый лад

15:41 16/12/2015

«В любой непонятной ситуации ложись спать». Пожалуй, эту известную крылатую фразу можно адресовать каждому второму гражданину. Мы то ли не хотим, то ли не умеем, то ли… В общем, совершенно не разбираемся в своих правах и обязанностях.

Что делать, если протекает крыша? Как сэкономить на ЖКХ? Спектакль Центра имени Мейерхольда «Алиса и государство» – это наглядная энциклопедия по правам человека. И не надо быть юристом или гением, чтобы разобраться, что можно, а чего нельзя в собственной стране. Как вообще работает этот сложный механизм под названием «государство»?

Центр Мейерхольда – очень творческая площадка. Попадая сюда, каждый раз ожидаешь чего-то феерического. И этот спектакль – не исключение. Оригинальный жанр социального театрального проекта сегодня особенно популярен на Западе, в России же это, скорее, пока эксперимент.

Драматург Саша Денисова и режиссер Алексей Жеребцов создали на сцене не просто сатиру на современное общество, а целую инструкцию по применению – как выжить в государстве. За основу взята сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Студентка Алиса, переволновавшись на экзамене по праву, падает в обморок. И встречает очень необычных и интересных персонажей, а ее преподаватель вдруг предстает в образе кота…

«Почему котик?» – спрашивает Алиса. Ну, во-первых, сегодня все только и заняты тем, что целыми днями разглядывают котиков в интернете, ставят им лайки и вообще мало чем интересуются. А во-вторых... Да-да, тот самый Чеширский кот из «Алисы в стране чудес» – ассоциация приходит на ум мгновенно.

«Птичками в хрюшек стреляете… Какой-то у вас тут прям Яблочный Спас», – вот так оригинально нас призывают отключить мобильники (ну, вы уже поняли, про какие яблочки идет речь…) в начале спектакля. «Красиво я упала или не очень? А то упасть в юбке можно и некрасиво… – рассуждает Алиса и мы вспоминаем монолог девочки, упавшей в погоне за кроликом в нору. – Куда вообще можно упасть?» А действительно, куда? И откуда здесь эти зайцы? Что вообще все это значит? Пока совсем ничего непонятно, ну прямо как в известной сказке. «Отвечай сама себе на вопросы, чтобы выбраться», – говорит Евгений Борисович Алисе. И вот только тут мы, кажется, начинаем немного понимать, в чем дело.

Сначала Алиса встречает трех молодых людей с клумбами на голове – олицетворение пенсионеров. Бабушки на лавочке у подъезда рассуждают о том, как сэкономить на ЖКХ, что делать, если протекает крыша, и стоит ли устанавливать счетчики воды. И пока они судачат о пенсиях, Алиса задается вопросом: «А зачем вообще тогда государство, если бабули не получают нормальных пособий в старости»? И вот тут начинается масштабный ликбез. Однако скучным, несмотря на обилие терминов, его не назовешь. И в этом большая заслуга не драматурга, а именно актеров и режиссера.

За рассуждениями о государстве, вглядываясь внимательнее в образы артистов, мы обнаруживаем реальных персонажей, но имена их, естественно, остаются за кадром. Впрочем, тут и так всем и все понятно. Чего же еще надо? А надо расставить все точки над «i» – и Алиса оказывается марионеткой в чьих-то крепких руках. Как выяснилось, она может выбрать форму правления в стране: горизонтальную (когда люди договариваются) или вертикальную (когда правила диктуют сверху).

И вот уже скамейка трансформируется в кафе и понеслось известное нам по оригиналу сказки чаепитие… Критика импортозамещения, золотая молодежь, бедная интеллигенция, петиции в соцсетях…

Вот что, например, делать, если перестали продавать «Пармезан»? «Из этой ситуации есть только три выхода, – утверждают герои. – Шереметьево, Домодедово и Внуково».

А сколько раз, признайтесь, вы подписывали разнообразные электронные петиции? А можете вспомнить, какие именно? Вот и посетители этого сценического кафе не могут дать точного ответа. Достаточно того, что они делают это ежедневно! Но имеет ли все это реальную юридическую силу? Вопрос. Да и что может знать о своих правах тот, кто минимум раз в месяц бывает за МКАД – то есть в Риме?

Оппозиционеры, собирающиеся на антивсякие марши миллионов и критики, спящие на спектаклях… Это тоже действующие лица современного государства. Но они так ловко и искусно воссозданы актерами на сцене, что уже я смеюсь громче всех. И уже знаю, что эта статья будет о том, что «хорошие режиссеры всегда ставят хорошие спектакли, плохие режиссеры – плохие спектакли, красивые режиссеры – красивые спектакли и так далее».

А вот мужчина справа от меня – он хохочет так, что слышно даже на улице. Наверное, по дороге в театр его останавливал полицейский, и он узнал сейчас яркие образы на сцене. Перед Алисой – старший Патруляля и Патрулюлю. Они учат девочку, как надо разговаривать с правоохранительными органами.

А помните гриб в сказке Кэрролла: откусишь с одной стороны – подрастешь, с другой – уменьшишься? «Если с одной стороны немного откусить, то с другой прирастет», – отмечает на сцене депутат партии «Единорог». И недаром со сцены звучит фраза: «Чем ярче игра – тем лучше».

В жизни мы порой, как бабочки, летим на свет, бьемся крыльями, но преодолеть преграду не можем. И эту мысль авторы проекта доносят до зрителя с помощью пластического этюда.

Позже на сцену выходит та самая королева, которая готова рубить головы направо и налево. Она играет в крокет, а прислуживают ей те самые зайцы. Они безлики и послушны. И вот один «выбивается из системы»: снимает с себя маску, обнажает лицо и… оказывается на улице.

К финалу уже неясно – то ли плакать, то ли смеяться. Но зал продолжает хохотать над неприкосновенностью депутатов, несовершенством судов и прочим, прочим, прочим… Так что этот спектакль рекомендуется к просмотру людям с чувством юмора и здравой самоиронией.