Коляда-театр: любовь и одиночество Солнца русской драматургии

16:59 20/01/2016

В российской столице проходят гастроли екатеринбургского Коляда-театра. Чем на этот раз удивляют искушенную столичную публику?

Художественный руководитель Николай Владимирович Коляда известен многим как драматург. В народе его прозвали «Солнце русской драматургии». Но многие его постановки – отнюдь не солнечные. Героями их, как правило, становятся люди, чьи судьбы трещат по швам. Они бедные и богатые, добрые и злые, молодые и старые – словом, народ.

Частный театр появился на свет 4 декабря 2001 года в день рождения худрука. До 2004 года существовал без своего помещения. С 2003 года проводится конкурс молодых драматургов «Евразия». Собственная сцена появилась лишь в мае 2004 года на 50 зрителей. За два года в репертуаре набралось 15 спектаклей для взрослых и детей. А затем было немало трудностей, через которые пришлось пройти, чтобы отвоевать право на творчество.

В сентябре 2006 года состоялось радостное событие. Коляда-театр переехал в новое здание – старинный особнячок. Внутри театр больше напоминал обычный дом с комодами, половиками, фотографиями на стенах и самоваром. Перед спектаклем зрителей угощали горячим чаем с печеньем, а на пороге их встречал сам режиссер. Сегодня там размещается Центр современной драматургии, а Коляда-театр располагается в здании бывшего кинотеатра на проспекте Ленина.

В Москве у уральской труппы тоже уже появился свой зритель. Когда-то многие морщили носы и покидали зал посреди постановки, но теперь публика устраивает флешмобы и не отпускает зрителей со сцены во время поклонов. Шквал аплодисментов и крики «Браво!» – так заканчивается каждая постановка в ТЦ На Страстном сегодня. Здесь уже почти нет «случайной» публики, большинство приходят каждый год. Однако увидеть эти постановки своими глазами нужно хотя бы единожды, чтобы знать наверняка – нравится или нет. Остаться равнодушным точно не получится.

Конечно, стоит учесть и то, что постановки в большинстве своем тяжелые, а это значит, что не каждый сможет принять ту действительность, которую в гиперболизированном виде представляет нам Коляда. Но это жизнь в том ее ужасном виде, в котором она действительно существует. Хотя есть и несколько постановок, где можно просто поиронизировать над самим собой. Это «Скрипка, бубен и утюг», «Баба Шанель»… Причем, похоже, чем старше становится Коляда, тем оптимистичнее звучат со сцены его спектакли.

«Два плюс два» (Н.Коляда)

Со дня премьеры прошло уже 16 лет, а зритель до сих пор преданно ходит на эту вещь. В основе постановки – две пьесы Коляды: «КЛИН-ОБОЗ» и «Икар». В первой играют две женщины, во второй – два мужчины, отсюда и название – «Два плюс два». А еще эти пьесы объединяют две темы: любви и одиночества.

Спектакль начинается с того, что артисты пересыпают из ведра в ведро мелочь. И вот он – первый символ, который никак нельзя упускать. Тут же возникает ощущение, что все эти люди только что стояли на паперти, где и набрали всю эту мелочевку, а теперь делят ее между собой. И хоть очевидно, что это не так, но перед нами все равно невольно проносится образ нищей России.

Вот и Наташа – героиня пьесы «КЛИН-ОБОЗ» живет в глухой деревне, где уже почти никого не осталось. Муж-алкоголик в тюрьме за кражу теленка, работать негде, жить можно только за счет продажи того, что вырастет на огороде. Да и то до трассы 10 км пешком – зимой особо не находишься. Зато есть телевизор – это, пожалуй, всё, чем живет Наташа.

И вот приходит к ней модная писательница. Оказывается, она купила себе по соседству дом, чтобы укрыться от суеты и побыть наедине с природой. Мол, идеальное место для творчества. Красивая? Нет, она раскрашена как матрешка. Молодая? Нет, скорее, молодящаяся. Она ворвалась внезапно в жизнь Наташи, а выйти из нее окажется не так-то просто.

«Я ведь с тобой на Вы», – заявляет эта «распрекрасная» городская дива деревенской женщине (своей ровеснице, кстати). И вот уже весь зал умирает со смеху: пред нами пародия на мнимую интеллигенцию – еле алфавит выучила, а уже мнит себя великой писательницей. Но и она, на первый взгляд казалось бы, счастливая и успешная женщина только и мечтает о любви: «Нет любви, а тут вдруг она появилась бы», – говорит она.

Наташа поначалу кажется намного адекватнее, но как только она начинает мычать-рычать, когда ее непрошенная гостья лезет в свою сумку, или когда кладет монетки в чашку с валерьянкой и утверждает, что это чай, становится очевидно, что и она не в своем уме.

«КЛИН-ОБОЗ» – аббревиатура, означающая: «Как люблю и ненавижу, один Бог об этом знает». Эту фразу Наташа написала на своей руке синим фломастером, чтобы защитить себя от «личинки», которая проникает внутрь человека и поглощает его как бес. Вот тут-то и становится понятно, что нет никакого спасения в телевизоре. Это самый настоящий зомбоящик, насмотревшись которого, Наташа и помешалась.

Деревни вообще одной верой и живы. Верой во что бы то ни было! А иначе откуда черпать силы?

«Люди болеют, потому что их никто не любит» – эта фраза становится кульминацией во всей этой ужасной истории человеческого одиночества и помешательства.

Писательница же, узнав, что ей на самом деле продали старый дом под видом нового, просто покрасив его, проклинает русский народ за бесчестность. Она не может понять, как можно Гоголя, Достоевского пустить на растопку печки и почему, в конце концов, повесилась внучка хозяйки дома, который она купила… «Почему она повесилась? Тут лес, грибы, ягоды, Россия – красиво. Почему? Летом – лето, зимой – зима…» Как сытый голодного не разумеет, так и городской никогда не поймет деревенского и наоборот. А ответ-то очевиден. «Потому что никому не нужна была», – отвечает Наташа.

«Икар» – еще одна история провинциальных жителей. Два сорокалетних мужчины торгоют на рынке луком. Один из них приходится отчимом другому. И «сынок», чувствуя бездарность и глупость своей жизни, решает круто поменять свою жизнь – уехать прочь из России. Но удастся ли ему «взлететь»? Мать всю жизнь внушала ему, что он любит летать и у него есть крылья, а он – боялся высоты. И кажется, вот он самый простой выход – уехать. Но можно ли спастись бегством?..

Такая большая Россия, такие странные люди… Пожалуй, именно за эти истории и любит столичная публика Коляду. За то, что он открывает для нее совсем другую жизнь, других людей. И вот тебе уже кажется, что в твоей собственной жизни все хорошо. Потому что у тебя не так. Это такая жесткая терапия. А между тем, сколько и в самом деле в нашей огромной стране людей, которые живут кое-как, но тоже пытаются любить и очень мечтают быть любимыми, они ищут счастья, но не всем удается его отыскать. При этом именно этот спектакль довольно мягкий, в отличие от многих постановок Коляда-театра. А о таланте актеров и вовсе спорить никто не станет.

«Безымянная звезда» (М.Себастьян)

Премьера состоялась 1 ноября 2008 года. Спектакль, где есть место и смеху, и слезам. Действие, как всегда, разворачивается в провинциальном городке. Вдруг на ж/д станции останавливается поезд, который раньше всегда проезжал мимо. И прекрасная богатая леди спускается на перрон, потому что хотела расплатиться за путешествие в первом классе фишками из казино, забыв обменять их на деньги. Учитель Марин Мирою дает девушке приют на ночь. Но эта случайная встреча заставляет их обоих совсем иначе посмотреть на мир. Они вдруг находят любовь, так похожую на сладкий сон. Однако жизнь диктует свои законы, изменить которые герои не в силах. Может быть, потому что, как говорится в пьесе: «Звёзды никогда не отклоняются от своего пути…»

Здесь, как принято в Коляда-театре, самые яркие образы. В начале постановки они появляются поочереди, словно путники на вокзале. Но позже мы поймем, что это будто «портрет» городка, где и случится эта невероятная история. И, как всегда, не обходится и без мужиков, переодетых в баб. И вот уже многие зрители морщат нос – мол, что за безвкусица. Но сказка – ложь, да в ней намек… Дефицит мужчин заставляет многих дам сегодня вести себя по-мужски, а многие мужчины, увы, сегодня словно дамы…

Образная сценография мгновенно увеличивает интерес к происходящему на сцене. Стук колес старых швейных машинок олицетворяет движение поезда. В Коляда-театре вообще не принято воссоздавать высокохудожественную реалистичную обстановку в классических традициях. И это уже своеобразный почерк художника, когда мы слышим одно, а видим совершенно другое.

Но сама-то постановка все о том же. «Вы не счастливы в жизни?» – спрашивают Мону. «Я об этом никогда не думала», – отвечает она. Но на самом-то деле и ей очень не хватало в жизни простого человеческого счастья – любви, искренней, безумной, безмятежной. «Сколько людей живут и не видят Большую Медведицу… Думают, что живут», – скажет она после того, как окунется в новые обстоятельства и новые эмоции.

Вот все люди живут в одном мире, но словно с разных планет. И учитель отмечает: «звезды не могут перейти с одного пути на другой, потому что никогда не отклоняются от своего пути…» Вот и люди так же. И эта история – лишь подтверждение. Если ты богат, то никогда не сойдешь добровольно вниз, в нищету. Если беден – то поднявшись, все равно останешься внизу.

Этой прекрасной богачке захотелось новых впечатлений. Ее утомили шикарные отели, дорогие ванны и неземные цветы. Она радуется полевым цветочкам и тому, что на рассвете можно умыться водой из колодца. С милым и рай в шалаше, не так ли? Женщины падки на слова, учитель показал ей другую жизнь и другой мир, он согрел ее своей идеей… Но истина звучит из уст прагматичного жениха Моны: «Мы хотим все изменить, но это забавно лишь пять минут». Не даром же говорится: хорошо там, где нас нет…