Как Чайковского ставят на Бродвее

23:15 23/01/2016

Москва, 23 января. В музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко проверяли вкус публики на прочность. Там в новой версии «Щелкунчика» танцоры вышли на сцену в кедах и неформальной одежде – американская труппа привезла на гастроли хип-хоп версию знаменитого балета. Премьера уже была на Бродвее в Нью-Йорке два года назад, теперь – мировое турне. На московском показе побывал корреспондент «МИР 24» Елена Шарова.

В зале шепчутся – эти дерзкие хип-хоперы поставили Щелкунчика с ног на голову. И это – в прямом смысле слова. Он тут крутит нижний брэйк. Да еще как! В роли Щелкунчика Габриэль Альварес. Танцовщик – воплощенная американская мечта: родился в Доминиканской Республике, делает карьеру на Бродвее.

«Мой Щелкунчик – крутой, вот нужное слово! Крутой! Он влюбляется в Марию-Клару и, чтобы заполучить ее сердце, ввязывается в хип-хоп баттл с реально крутыми уличными танцорами», – говорит танцор из США Габриэль Альварес.

Хип-хоп – часть стрит-арта, поэтому действие классического балета Петра Ильича Чайковского перенесено на улицы Нью-Йорка. Его черно-белые проекции тут вместо декораций.

События – в духе нынешнего времени. Пока семья Марии-Клары веселится на вечеринке, девушка бродит по округе. На улице она знакомится с продавцом орехов – Щелкунчиком, который защищает ее от местной банды с ушами Микки Мауса на голове. Спор решают в танцевальном баттле.

«Наше шоу – между реальностью и фантазией. Главные элементы «Щелкунчика» остались неизменными. Зрители видят и Снежинок, и Мышей, и Солдатиков, игрушек Дроссельмейера! Все эти вещи, которые мы любим в «Щелкунчике» с детства, так что у нас очень традиционная история. Но другая энергия, другой язык подачи!» – отмечает хореограф из США Дженнифер Вебер.

В роли Марии-Клары – Энн Сильвия Кларк. Она уже успела потанцевать вместе мировыми знаменистостями – Снуп Доггом и Фарреллом Уильмсом, но с классикой работает впервые.

«Моя героиня Мария-Клара в этой истории не совсем маленькая девочка, скорее, подросток. И она не просто растет, она взрослеет во время превращений», – поясняет танцовщица из США Энн Сильвия Кларк.

Совместить хип-хоп хореографию с музыкой, написанной для классического балета, – задача не из легких. Репетировали целый год, половину которого просто пытались встроить свои движения в музыкальные отрывки из Чайковского.

«Конечно, сложно было поначалу. Потому что это балет. Мы хотели делать так, а нам говорили: нет-нет-нет! Вы должны делать хип-хоп! Это была постоянная борьба с самим собой! Ты не должен быть воздушным, наоборот – более приземленным!» – рассказывает танцовщица из США Мириам Гадри.

На сцене есть и ди-джей – Бу. Он тоже вертит классикой как хочет – сводит Петра Ильича с модными битами. До этого играл хип-хоп в андеграундных клубах Нью-Йорка и на такой большой сцене впервые.

«Хип-хоп и музыка Чайковского похожи! Да-да, гораздо больше, чем нам кажется. Как хип-хоп состоит из самых разных элементов – джаза, соула и даже рок-н-ролла, так и произведения Петра Ильича многогранны – там есть китайские, арабские и испанские мотивы», – поясняет ди-джей Бу.

Конечно, классика все стерпит, и даже избалованная московская публика видела еще и не такие трактовки Чайковского. Но этот «Щелкунчик», кажется, угодил всем – каждую сложную сцену зрители встречали аплодисментами. А хореограф Дженнифер Вебер, вдохновившись успехом, уже пообещала сделать «Лебединое озеро» в стиле хип-хоп и привезти его в Россию.