Москва, 30 января. В культурном фонде «Екатерина» показали арт-объекты из собрания известных коллекционеров – семьи Семинихиных. Выставка – логичное продолжение серии «Реконструкция» посвященной российскому современному искусству 90-х годов ХХ века. Среди прочих представлены работы Олега Кулика, Эрика Булатова и Виктора Пивоварова. Кто еще из художников обращал на себя внимание больше 20 лет назад, узнала корреспондент «МИР 24» Елена Шарова.
Масштабные полотна Эрика Булатова – первое, что видят зрители выставки. Загадочный «Странник» – портрет художника Олега Васильева, друга автора в российской глубинке. Булатов начал писать картину в 1990 году, закончил в начале 2000-х. А работу «Слава КПСС» мастер создал по заказу коллекционеров Владимира и Екатерины Семенихиных тоже в начале 2000-х. Он повторил свое же полотно 1975 года, которое оказалось в частной европейской коллекции. Ее владелец отказался выдавать на выставки. Из-за яркого лозунга искусствоведы относят произведение к соцарту, но все не так просто.
«Это такой образ двойной картины, которая одновременно служит своеобразной решеткой из букв и в то же время небесным пространством. И мы одновременно видим одно: или небо, или надпись. Она рассчитана на определенную расфокусировку зрения зрителя, который стоит непосредственно перед ней», – рассказывает искусствовед Сергей Попов.
Произведения в экспозиции расположены таким образом, чтобы можно было проследить развитие современного российского искусства: с 2000 по 2005 годы. На первом этаже ранние работы, на третьем – более поздние. Владельцы – семья меценатов Владимир и Екатерина Семенихины – обладают масштабным собранием российского искусства: начинали покупать сначала художников XVIII века, потом постепенно пришли к современным авторам. И теперь уверяют – начало двухтысячных – по-настоящему «золотой век» актуального искусства.
«Период в 10 лет пройден, можно оглянуться назад и посмотреть, потому что все немного устоялось, пена осела, и можно посмотреть, что мы делали так или не так. Данная выставка, нам кажется, небольшой такой ликбез для людей, которые только начинают собирать, показать наш путь коллекционером именно актуального современного искусства», – поясняет коллекционер Владимир Семенихин.
Работы, приобретенные в одних галереях, расположены рядом. Есть, например, произведения, купленные у Марата Гельмана: портреты обезьян от украинского художника Ильи Чичкана, супрематический натюрморт из докторской колбасы и сыра от арт-группы «Синие носы» и их же «Ленин в гробу» из серии «Маленький человек» – ворочается в картонной коробке.
Другие новости культуры смотрите в полной версии программы «Культпросвет».
Коробки, кстати, оригинальные. За все сложные в экспонировании произведения – инсталляции и скульптуры – отвечают хранители коллекции. Например, «Теннисистку» художника Олега Кулика собирают для выставок по частям. По фотографиям из Instagram фонда, видно, как реалистичную скульптуру собирали и наряжали накануне вернисажа. Есть, например, и «Космонавт» из той же серии – сделан из воска, поэтому хранится при определенной влажности и температуре, чтобы не растаял.
«Сама концепция работы требует, чтобы он висел высоко, чтобы смотрел вниз, он такой в позе зародыша, счастливый такой космонавт. Мы строим специальные леса, рабочие специально его туда поднимают. И только после того, как смонтирована фигура, выставлена ее поза, мы выставляем свет и после этого монтируем вот этот длинный шланг!» – говорит хранитель коллекции культурного фонда «Екатерина» Александра Гусейнова.
Свою коллекцию семья Семенихиных продолжают пополнять. За все время собирательства продали всего несколько работ, о чем, признался Владимир, сильно пожалели – сейчас цены на эти произведения в разы выше. Говорит, теперь расстанется с работами только в пользу государственных музеев: например, подарит что-то Третьяковской галерее.
«Это очень мощный ресурс для государственных музеев пополнять свою коллекцию современного искусства в силу того, что покупать это сегодня уже невозможно, потому что таких вещей уже нет на рынке, невозможно, потому что это стоит очень серьезные деньги, которые в особенности учета курса рубля к евро абсолютно неподъемные, даже для национальной галереи», – поясняет директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Эта выставка – лишь малая часть масштабной коллекции. Экспонируют только самые значительные произведения музейного уровня. А сколько еще в запасниках! Так что в фонде «Екаетрина» пообещали продлить ретроспективу, и уже в ближайшее время открыть выставку работ последних лет.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»