Как живется сирийским беженцам на Кавказе

18:10 04/02/2016

Война разделила их семьи: мужчины уехали на поиски лучшей жизни, а женщины остались в Сирии ждать мужей. Кто-то до сих пор не может выехать из Дамаска. В таком положении оказались несколько десятков тысяч этнических черкесов.

Дорога на Кавказ для беженцев сейчас почти закрыта. По статистике, только за прошлый год тысячи черкесов попросили убежища в России, но получили его всего единицы.

Хотя три года назад, в начале сирийского конфликта, все было иначе. Тогда убежища в трех кавказских республиках Карачаево-Черкесии, Адыгеи и Кабардино-Балкарии смогли получить порядка четырех тысяч соотечественников из Сирии. Все они этнические черкесы – потомки тех, кто еще больше ста лет назад во время Кавказской войны были вынуждены покинуть историческую родину.

Теперь по этой же причине люди стремятся обратно, но уже как беженцы. Науруз Абидов – один из последних сирийских черкесов, которому удалось получить гражданство России. Пока строил дом в Адыгее, чтобы забрать семью из Дамаска, квоты для беженцев из Сирии отменили.

О жизни сирийских беженцев в России смотрите в «Специальном репортаже».

«Переживаю за свою семью не только я, но и все, кто был вынужден разделиться из-за войны. Получилось так, что мужчины уехали, чтобы наладить здесь быт, а родные остались в Сирии», - рассказывает Науруз.

Теперь чтобы привезти сюда родных, ему нужно оформить гостевую визу. Для этого на банковском счете мужчины должно быть не менее 40 тысяч рублей на каждого члена семьи. Таких денег у него просто нет.

Попав на Кавказ, проблемы с документами у сирийских беженцев только начинаются. Дело в том, что срок визы для иностранцев по закону рассчитан на три месяца. Чтобы поменять юридический статус и получить разрешение на временное проживание в стране, нужно полгода.

«Это все бюрократические препоны, с которыми мы всячески боролись, но не смогли справиться. С большим сожалением приходилось отправлять людей за границу – то в Турцию, то в Абхазию, как-то искали выход из положения. Они со слезами на глазах уезжали в неизвестность. Это страшно», - говорит член исполкома международной Черкесской Ассоциации Али Асланов.

В России в кавказских регионах пока нет ни одной программы по адаптации и поддержке соотечественников из Сирии. Вся помощь исключительно народная и за счет спонсоров. Благодаря волонтерской работе и спонсорским пожертвованиям, уже ста семьям из Сирии купили пустующие дома в селах Кабардино-Балкарии.

Ожидать наплыва сирийских беженцев на Кавказ не стоит, считают эксперты. В Сирии сейчас остается около ста тысяч соотечественников. Опасений, что в случае упрощения процедуры их въезда в Россию сюда могут попасть радикально-настроенные преступники, тоже напрасны.

Зато реальная угроза жизни соотечественников в Сирии существует. Пока их единственная надежда на то, что страна устоит и не попадет в руки радикальных исламистов.

Еще одна проблема – трудоустройство. Успешные экономисты, инженеры и технологи здесь перебиваются случайными заработками.

И все же многим сирийцам посчастливилось уехать от войны. Для тех же, кто еще остается в Дамаске, возможно, дорога на Кавказ – родину предков – будет еще долгой и трудной.