Михаил Кожухов: в России надо отдыхать на Байкале и в тундре

17:56 04/02/2016

Москва, 4 февраля. Журналист и президент туроператора «Клуб путешествий Михаила Кожухова» рассказал, как кризис отразился на возможности россиян путешествовать, почему «рулящего Тагила» становится в Европе все меньше, а также озвучил топ мест, в которых должен побывать каждый россиянин.

Уютный офис в центре Москвы, совсем не похожий на те, которые мы привыкли видеть, заходя в турагентства, и спокойный голос Михаила создали впечатление, что во внутреннем туризме хоть не все так хорошо, как хотелось бы, однако шансы все-таки есть.

Сейчас государство активно продвигает внутренний туризм, но при этом, чем больше его пропагандируют, тем холоднее к нему относятся россияне. Почему граждане не верят во внутренний туризм?

Пропагандировать и развивать – разные вещи. Последние несколько лет власти предпринимают какие-то меры, есть федеральная программа развития туризма, но этих усилий недостаточно. Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, Казань, Сочи – вот почти весь список «хитов», которые мы можем предложить на выбор и нашим людям, и тем, кто приезжает из-за границы. Этот список даже меньше, чем был в годы СССР. Людям зачастую не на чем добраться и негде жить там, где бы они хотели побывать, их не устраивает уровень сервиса – в гостиницах, ресторанах, квалификация гидов на местах. Нужны экстраординарные меры и экономические рычаги, чтобы сдвинуть с места эту махину. Например, налоговые послабления или вообще освобождение от налогов для тех, кто строит гостиницы, например. Необходимо развитие малой авиации, чтобы можно было добраться, скажем, до прекрасного плато Путорана или восхитительного по красоте Приполярного Урала. Много всего еще нужно, чтобы из прекрасной мечты внутренний туризм превратился в сектор экономики. А от того, что мы все возьмемся за руки, будем водить хороводы и кричать, какая у нас замечательная Россия, туризм развиваться не станет.

Что для «Клуба путешествий Михаила Кожухова» внутренний туризм, и каким вы его преподносите?

Те маршруты, которые мы предлагаем по России, по своей философии не отличаются от зарубежных путешествий. У нас в каждой поездке есть несколько обязательных элементов: во-первых, знакомство с местными людьми, максимально возможное погружение в их жизнь и традиции. Во-вторых, новый личный опыт – что-то попробовать смастерить, слепить, сварить самому. Пусть даже такой опыт никогда не пригодится в жизни – ну, не придется тебе дома, условно говоря, делать козий сыр или собирать оливки и выжимать масло из них, - но эти новые умения раздвигают твои представления о себе самом. Ну, вот пример: у нас есть путешествие на Алтай, которое мне очень нравится. Это не перемещение от горы Белухи до Телецкого озера, а это перемещение от человека к человеку, из дома в дом. Если это Телецкое озеро, то его покажет директор заповедника. Если Чуйский тракт, то это женщина, которая собирает алтайские сказы или костюмы. То есть это такая персонализация местности. Нас больше интересует человек на фоне достопримечательности, а не сама достопримечательность.

А какие маршруты внутри России пользуются особой популярностью сейчас?

Это зимний Байкал, о котором я могу говорить только с восхищением: от празднования буддийского нового года до катания на джипах по льду и посещения деревни староверов. Это день оленеводов в Салехарде, где кроме посещения самого праздника есть возможность уехать далеко в тундру и пожить с реальными оленеводами, а не теми, которые приехали порадовать туристов. Тот же Алтай, который безупречен, потому, что человек там узнает и попробует много нового. Это Дагестан, который произвел на меня одно из самых сильных впечатлений за последние несколько лет: по какой-то невероятной концентрации самобытности, гостеприимству людей, по природным красотам и гастрономическим особенностям. И, конечно же, один из самых востребованных маршрутов – путешествия с Клубом на легендарном паруснике «Крузенштерн». Плавания происходят, как правило, по дальним морям-океанам, но барк – российская территория. Так что это тоже в некотором роде внутренний туризм.

А как на туристическом рынке с учетом кризиса изменилась расстановка сил? Приходят ли люди за внутренними поездками или продолжают ездить в Европу?

Кризис повлиял вообще на количество тех, кто может позволить себе любое путешествие. Все мы с некоторым ужасом смотрим на растущие курсы валют, и огромное число людей должно отказываться от дальних поездок: они не могут себе это позволить. Есть еще одна проблема - психологическая. Наш человек почему-то считает, что он может потратить определенное количество денег за границей, а вот поездка по России должна быть практически бесплатной. А далекие поездки по России зачастую гораздо дороже, чем за рубеж. Но все равно остаются люди, которые, глотнув воздух свободы, который дают путешествия, уже не могут от него отказаться.

Можно ли привлечь иностранных туристов в регионы России?

Для меня это больная тема, потому что во всех странах существует понятный механизм туристических офисов. Они создаются государством и частным капиталом и финансируются либо от аэропортовых сборов, либо от перечислений гостиниц с каждого проданного койко-места. Предназначение таких офисов – это пропаганда туристических возможностей своей страны на внешних рынках. Там работают люди, которые на этом съели всех собак. У нас по какой-то причине такой системы нет. А у самого замечательного Углича или даже Казани нет ни средств, ни умений, чтобы присутствовать на международных рынках. Я думаю, в мире немало людей, которые с интересом посматривают на нашу «одну шестую часть суши», но у них нет внятной информации, как и зачем туда ехать. И зачастую заканчивается этот интерес самым нелепым, что только можно придумать, – покупкой билета на транссибирский экспресс, чтобы смотреть семь дней на лес, который мелькает в окошке, а потом похвастаться: «О, я бывал в России, это очень интересно!»

Не боитесь ли вы, что у нас будут закрываться внешние границы с европейскими странами?

Я надеюсь, что до этого не дойдет. Мне кажется, если захлопнется занавес, для многих это станет последней каплей. Во всяком случае, для меня. Возвращаться в прошлое – увольте.

А есть ли города в России, в которых вы еще не были, но хотели бы посетить?

Как-то так сложилось, что я не был в городах, обязательных для посещения, типа Казани и Нижнего Новгорода. Давно с интересом просматриваю на Магадан. Туда пока маршруты не предлагаем: не все готовы ночевать в спортивных залах школ или в палатках, так что это пока только мечты. Так же как и Камчатка. Наши люди, цитируя персонажа из любимого фильма, на гейзеры на вертолетах не летают: не по карману.

Какие самые популярные зарубежные маршруты сейчас?

В начале этого года хитом была Куба. У нас очень популярна Венеция с Андреем Бильжо и вообще Италия с ним. Популярны поездки с Михаилом Козыревым на различные музыкальные события в Европе. Очень востребована Грузия с Алексом Дубасом и Латвия с ним же. Япония с очень известным ландшафтным дизайнером Александром Толоконниковым. У нас скорее популярны те, кого мы называем «душой компании», чем направления. Как правило, это популярные телевизионные или радио ведущие, художники, фотографы. Их задача – не только делиться знаниями об обычаях или архитектурных ансамблях, а создавать особую атмосферу в группе. Если можно так сказать, «уют путешествия».

В чем вы видите отличие русских туристов?

С нами ездят особенные люди. Им не интересен «пакетный отдых» на пляже. Как правило, у них большой опыт самостоятельных путешествий. Такого «рулящего Тагила» у нас нет. Мы стараемся, чтобы в наших поездках человек почувствовал, что он получает что-то особенное, такое, что не валяется на дороге. Сейчас я ездил с группой на Кубу, мы присутствовали на церемонии Сантерии – афро-американского религиозного культа, учились танцевать сальсу, и это получилось только потому, что моя одноклассница смогла договориться, что нас пригласят. Жили в домах кубинцев… Мы соблазняем наших путешественников необычностями.

А вы сами не устаете от того, что берете группы? Ведь могли бы спокойно наблюдать за тем, как работают ваши подчиненные.

Я езжу либо в те места, которые очень хорошо знаю и где могу рассказать не меньше, чем гид , который присутствует в поездке. И мне нравится делиться тем, что я знаю. В группе бывают разные люди, и не все могут оказаться интересными, но есть какое-то удовольствие в том, что ты видишь что-то новое и этими эмоциями делишься с новыми друзьями. У нас это обязательное профессиональное требование ко всем «душам компаний». Туризм – это не такая сфера, которая позволяет платить известным людям адекватные гонорары.

Есть у вас цель на этот год?

Сейчас сложная ситуация в туризме, 2016-й едва ли станет «годом высоких достижений». Но мы не случайно называемся Клубом: это ведь не только поездки, но и регулярные встречи в Москве. У меня давняя идея выстраивать между нашими путешественниками горизонтальные связи, чтобы они сотрудничали, обменивались возможностями, женились и так далее, - уже без нашего прямого участия. Ну, и мы продолжаем развиваться вопреки всему: у нас в этом году будет еще больше предложений, и они станут еще интереснее.

Беседовала Екатерина Дегтерева