Санкт-Петербург, 6 февраля. Выставка картин, пожалуй, самой знаменитой мексиканской художницы ХХ века впервые открылась в России. Но не в столице, а в Петербурге. Похвастаться может Музей Фаберже. Получить работы Фриды Кало было необычайно сложно. Переговоры с мексиканской стороной длились больше года. И вот благодаря культурно-историческому фонду «Связь времен», который возглавляет бизнесмен и меценат Виктор Вексельберг, выставка открыла свои двери. Работы бунтарки и коммунистки, прославившейся автопортретами, первой увидела корреспондент «МИР 24» Ольга Сухопарова.
Показать работы Фриды Кало в России – большая удача. Выездные выставки ее картин расписаны на несколько лет вперед. Многие полотна художницы вообще запрещено вывозить за пределы Мексики. Музею Фаберже пришлось вести переговоры целый год.
На четырех самолетах, затем на четырех машинах везли картины в Петербург. Дело в том, что власти Мексики запрещают перемещать более 10 работ одним видом транспорта. В итоге выставлены 35 картин из собраний Музея Долорес Олмедо и частных коллекций: живопись, рисунки и около сотни фотографий. На время выставки в Музей Фаберже переехал и «Автопортрет с обезьянкой», который выставлялся в Эрмитаже с ноября прошлого года.
«Мы взяли, что было возможно взять в мире для организации этой выставки. Да, на территории США существует 17 произведений Фриды Кало, но то, что было доступно для выставки в другой стране, мы получили все», – рассказывает директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.
Фрида стала рисовать после того, как в 1925 году, когда ей было всего 18, она попала в дорожную аварию. Травмы приковали девушку к постели. И тогда отец сделал для нее подрамник и прикрепил к кровати зеркало. Первыми работами Кало стали автопортреты, впоследствии этот жанр стал одним из главных в ее творчестве.
«Одна из самых болезненных историй для Фриды – то, что она неспособна была выносить ребенка из-за аварии, в которую она попала. Ее живот был проткнут металлическим поручнем. Она всегда хотела детей. Очень трепетно относилась к своим племянникам. Детей ей заменили ее питомцы, которых у нее бесконечное количество: собаки, обезьянки, попугаи, даже орел у нее жил», – поясняет куратор выставки Екатерина Лопаткина.
Одна из главных работ Фриды – «Сломанная колонна» 1944 года. На выставке полотно расположено в центре зала. Это автопортрет об одиночестве, моральном и физическом страдании.
«Пейзаж за ее спиной – это пейзаж Педрегальского плоскогорья. Это вулканический пейзаж, абсолютно безлюдный, непроходимый. Она его каждый раз избирала фоном для работы, когда чувствовала свою беззащитность. В той картине она предстает как несломленная колонна: она сломана внутри, но дух ее крепок», – отмечает куратор выставки Фриды Кало.
Она любила эпатаж: в Нью-Йорке ходила в национальном мексиканском костюме, у себя на родине носила брюки, пила и курила. Как и любимый, но неверный муж художник Диего Ривера, придерживалась коммунистических взглядов и, по слухам, крутила роман с бежавшим из России Львом Троцким.
Уже после смерти художницы ее образ заинтересовал кинематограф и бизнес: косметика, марка текилы, нижнее белье и даже пиво с именем Фриды Кало. Последние несколько десятилетий эта мексиканская художница – успешный коммерческий бренд. Посетить выставку в Петербурге – как сходить на модное мероприятие.
В ближайшие три месяца музею Фаберже предстоит выдержать наплыв посетителей. Там уже заявили, что готовы принимать около двух тысяч человек ежедневно. И если в Москве выставочный сезон запомнится очередью на портретиста Серова, то в Петербурге, скорее всего, ажиотажем вокруг представительницы «наивной живописи» Фриды Кало.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»