Переплата за искусство

23:39 21/02/2016

Если знаменитостям не везде у нас дорога, что уж говорить о простых людях. Попасть в главный театр России, к примеру, – целая наука. Либо билетов не найти, либо слишком дорого. Так, за тысячи рублей можно получить место с видом на люстру. Официальная цена, между тем, всего 100 рублей. Билетами на балет промышляют спекулянты. И вот Большой подает на них в суд. Впрочем, попыток избавиться от перекупщиков было уже немало. Но – все напрасно. Причины выяснял специальный корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.

За полтора-два часа до премьеры в кассах Большого театра нет ни одного билета, в то же время на ближайшие спектакли цена составляет пять тысяч рублей.

Это напоминает кассы вокзала: тот же масштаб, тот же градус напряжения. Все собравшиеся хотят билет непременно на сегодня и недорого. Ради этого готовы провести около окошек полдня, пока, наконец, не снимут бронь.

«Мы стоим, ждем, пока придет время – шесть вечера, чтобы мы подошли к кассе и уже аккуратно, друг за другом, взяли эти билеты, если они будут», – рассказывает Эльвира.

Главная борьба всегда разворачивается вокруг брони. Определенное количество билетов оставляют для студентов, пенсионеров, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной и других льготников. Резервируется 142 места на Историческую сцену, 54 – на Новую. Одна часть брони снимается за два дня до спектакля, другая – за два часа, третья – за час.

Те, кто не хотят стоять в очереди за освободившимися дешевыми билетами, либо покупают дорогие в кассе, либо обращаются к посредникам. Интернет пестрит предложениями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как сэкономить на культурном отдыхе в кризис?

Если вбить в поисковике: «Большой театр билеты» – сразу выскакивает несколько ссылок. Причем есть надпись: официальные билеты. Открываем один сайт и другой, как раз официальный сайт Большого театра. На официальном сайте билетов нет. На следующем сайте на ту же самую премьеру билеты от 3400 рублей. В партер можно попасть за 22100 рублей.

В том, что сайт принадлежит спекулянтам, мы убедились сразу. Покупать билет за 22 тысячи не решились, взяли за 2900. Самый верхний ярус, самый плохой обзор.

В итоге за 2900 рублей мы получили следующее. Во-первых, красивый конверт – разумеется, с логотипом Большого театра. Внутри визитка – якобы из Большого театра. Ну и сам билет. Однако на нем не указана цена, но это только на первый взгляд. Если аккуратно оторвать приклеенный штрих-код, то можно обнаружить, что номинальная стоимость билета – 100 рублей. То есть, переплата в 29 раз.

За такую спекуляцию владельцам сайта Bolshoi-tickets.ru придется ответить в суде. Театр подал иск. Гендиректор Владимир Урин хотел бы показательного процесса. Он напомнил – легально проданный билет не может стоить дороже 12 тысяч рублей.

«Заклеивают цены и продают их, как будто это дорогостоящие билеты. Но сейчас тоже решаем проблему, как это сделать в правовом поле», – говорит генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Уже готовятся и другие иски. На бренде театра сейчас спекулируют сразу несколько сайтов, в названии которых присутствует слово «Большой». Друг от друга они принципиально ничем не отличаются.

«Вот мы открыли сайт незаконный. Здесь тоже – Большой театр, изображение Большого театра. У любого абсолютно человека будет понимание, что он зашел на официальный сайт Большого театра», – отмечает ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец.

По российским законам, максимальное наказание за нарушение авторских прав – 6 лет тюрьмы. Но чаще всего дела заканчиваются штрафами и закрытием интернет-ресурса. И уже на следующий день тот же владелец может открыть создать новый сайт. Но в названии будет изменена, скажем, одна буква. Причем такие бизнесмены обычно хорошо прячутся.

Как же не дать себя обмануть? Верный признак спекуляции – минимум информации и цены, взятые, что называется, с потолка. Вот еще несколько советов от легальных продавцов.

«У нас требуется авторизация и просто так, по большому счету, сделать запись в базу данных театра не получится. Если же система предлагает нам купить билет, и в рамках покупки билета нам предлагают запомнить некоторую форму, которая позволит с нами связаться, то, скорее всего, мы работаем с перекупщиками», – рассказывает digital-директор агентства по продаже билетов Илья Целиков.

Перепродажа билетов впервые стала проблемой не в Москве и даже не в России. Как уверяет театральный критик Григорий Заславский, с этим сталкиваются практически все самые известные сцены мира.

«Борьбу со спекулянтами, наверное, начали еще прежде, чем в Большом, в Ла Скала, в Гранд Опера, и эта борьба идет с переменным успехом. Тем не менее, победа пока на стороне спекулянтов», – объясняет театральный критик Григорий Заславский.

О коррупции в Большом страна впервые узнала в конце советской эпохи. Громкое разбирательство начали в 90-м. Курировал его Александр Гуров. В то время он возглавлял управление МВД по борьбе с организованной преступностью.

«Были вскрыты многочисленные факты взяточничества, спекуляции, нарушения правил валютных операций при реализации билетов», – говорит генерал-лейтенант милиции в отставке Александр Гуров.

Он до сих пор хранит тот протокол, который когда-то многим стоил должности. Ядро коррупционной схемы находилось в самом театре. А именно – в том отделе, который отвечал за распространение билетов.

«Приходили люди вот к этому заведующему отделом реализации, платили деньги, он давал им пачку билетов – они дальше шли. Билет стоил 10 долларов по тем временам», – рассказывает генерал-лейтенант милиции в отставке Александр Гуров.

Люди, которые перепродают билеты около касс Большого, с тех пор никуда не делись.

Известное правило: есть спрос, значит будет и предложение. Большой театр – это престижно. И те, кто готов платить, прежде всего, за статус, а не за спектакль, – верные клиенты спекулянтов.

«Надо немного заняться селекцией публики. Потому что, я вас уверяю, люди, которые хорошо разбираются в том, на что они идут и чего они ожидают, с ними барышникам будет гораздо тяжелее», – считает дирижер Александр Ведерников.