Выставка Льва Бакста в Русском музее обещает стать сенсацией

18:35 11/06/2016

В преддверии 150-летнего юбилея Льва Бакста Русский музей в Петербурге открыл выставку произведений художника. Картины, литографии, плакаты, костюмы, текстиль и театральные декорации. На экспозиции представлено около ста работ из собрания Русского музей, а также произведения из других музейных и частных коллекций, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Ольга Сухопарова.

Портрет Анны Бенуа в начале 20 века был настоящей революцией в живописи, это манифест русского модерна. Не все современники автора Льва Бакста оценили новаторство формы и цвета. Критики ополчились на художника. Как только не обзывали героиню картины «Ужин» - кошка, горностай, а само полотно - «невыносимой вещью».

«Эта картина - характерный образец живописи модерна. Потому что модель была подана так остро, так интересно. Живописная трактовка самой фигуры и подача образа необыкновенная», - отмечает ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Владимир Круглов.

Он родился в Гродно в небогатой еврейской семье. Но благодаря внезапно разбогатевшему деду, который поставлял сукно в русскую армию, Розенберги - это настоящая фамилия художника - перебрались в Петербург. Там Лёвушка стал заниматься в Академии художеств и сдружился с другим будущим знаменитым живописцем Валентином Серовым. Позже появился и псевдоним Лев Бакст. Первую славу ему принесла работа в журнале «Мир искусства». Каждый выпуск, оформленный художником, становился событием.

«У него замечательные графические работы, книжная графика и плакаты, которыми он занимался в рамках «Мир искусства», наконец, его портреты Бенуа и портрет Дягилева с няней - это тоже все для «Мира искусства», - отмечает заместитель директора по научной работе Государственного Русского музея Евгения Петрова.

Свой талант не менее ярко Лев Бакст реализовал и на театральных подмостках. Он оформлял балеты для Мариинского и Эрмитажного театров, сотрудничал с Александринкой. Ради выставки впервые за долгие годы Русский музей достал из запасников подъемный занавес. Его Бакст расписал для театра Комиссаржевской в начале 20 века. Знаменитым в Европе художник стал после того, как начал сотрудничать с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева.

«Он выбирал то, что ему было близко. Первые балеты, которые он оформил, были связаны с Востоком - это «Клеопатра» и «Шахерезада». Его вдохновляла и сама музыка Римского-Корсакова, которая давала почву для фантазии», - поясняет ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Владимир Круглов.

Парижанки начали сходить с ума от ярких восточных тюрбанов и шаровар. Ткани с принтом от Бакста поступили в массовое производство. Занимался он и дизайном интерьеров.

«Пошло увлечение его творчеством, оно даже получило название «бакстомания». Ему подражали, ему заказывали эскизы костюмов, эскизы тканей. Он заключил договор с домом мод Пуаре, а также с домами мод обуви и головных уборов. Он повлиял на моду и Франции, и всего мира», - говорит Владимир Круглов.

Показать все грани творчества Бакста - такую задачу поставил Русский музей в преддверии юбилея художника. С одной оговоркой: на выставке принципиально только экспонаты, которые хранятся в России. Сто работ из собственного собрания, 60 из других музейных и частных коллекций. Как говорят искусствоведы, это первая настолько масштабная выставка Льва Бакста и пропустить ее никак нельзя.