Сто картин – сто загадок: в Пушкинский музей привезли полотна Кранахов
Масштабную выставку открыли в Пушкинском музее. Экспозиция «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» посвящена художникам отцу и сыну, творившим на стыке эпох 15 и 16 столетий. В Москву из нескольких европейских музеев привезли самые известные работы Лукаса Кранаха-старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» и «Венеру и Амура». Они знакомы большинству любителей прекрасного по репродукциям, а теперь представился счастливый случай увидеть все это живьем, отмечает телеканал «МИР 24».
Если бы Лукас Кранах-старший жил в наши дни, точно был бы фанатом сэлфи. Немецкий художник любил вписать себя в историю. Например, на полотне «Юдифь на пиру в лагере Олоферна» живописец изобразил себя в образе персонажа за деревом - он указывает зрителю на самую важную сцену в картине. Сирийский завоеватель Олоферн, казалось бы, мирно ужинает с прекрасной вдовой Юдифь. Но внимание на руки: они подсказывают - намерения воина не чисты. Он хочет надругаться над красавицей и захватить ее город.
Кранах, как и все гении, опережал свое время. Он был не только талантливым художником, но и успешным маркетологом. Написание Мадонн и сцен из Ветхого Завета он поставил на поток. В средине 16 века открыл свою мастерскую, где под его руководством работали не только сыновья, но и целый штат учеников. Поэтому картины не подписаны, а проштампованы семейным гербом Кранахов - это дракон, держащий в зубах рубиновое кольцо.
Зрителям лучше брать экскурсии по выставке. В работах Кранахов много тайных смыслов.
На выставке в Пушкинском музее - около сотни работ представителей знаменитой династии. Живописные работы и гравюры. Все вместе - это бывшая коллекция замка Фриденштайн в немецком городе Гота. После Второй мировой ее раздробили. Часть картин оказалась в России - в собраниях Эрмитажа и Пушкинского музея.
Кранах-старший сделал еще и политическую карьеру, зарабатывал прилично, мог позволить себе открыто выражать свои суждения. Он одним из первых сошелся с богословом и основателем немецкого протестантизма Мартином Лютером. Масштабное полотно «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа» - иллюстрация религиозных взглядов инициатора Реформации церкви. Метафоричным языком художник объясняет - спасти верующих могут не священнослужители, а лишь Бог.