17 марта - историческая дата для всех стран Содружества. В этот день в 1991 году состоялся референдум о сохранении СССР. За 70 лет существования Советского Союза это было первое и единственное мероприятие такого масштаба и такого значения. Сегодня, спустя 25 лет, до сих пор многие вопросы остаются спорными и для историков, и для политиков. Как пытались спасти Страну Советов, рассказывает корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова.
17 марта 1991 года. Михаил Горбачев на избирательном участке. Голосует за обновленный Союз. Это его идея - провести референдум. Он, как и все, видит: советская империя вот-вот и рухнет. Модное слово «суверенитет» все громче звучит в республиках. В каких границах жить дальше? Должен решить народ.
Виталий Третьяков, один из тех 120 миллионов, кто решал судьбу родины. Он голосовал за Союз. Говорит, что итоги референдума могли быть еще убедительней. Но тогда не все понимали, за что ставят галочку. Слишком пространна была формулировка вопроса:
«Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»
«Вопрос был таким: вы за все хорошее, против всего плохого? Что такое плохое, немногие понимали. Главное - без КПСС, свобода, демократия, рынок», - отметил российский журналист, политолог Виталий Третьяков.
В агитках того времени противники Союза убеждают не идти на поводу коммунистов. Пугают ростом цен и тотальной диктатурой. В Ленинграде и вовсе призвали голосовать за соединенные штаты России.
В стране - политический хаос. Демократы и либералы всех мастей умело подливают масло в огонь народного недовольства. В 1991-ом на прилавках пусто, в магазинах талонная система и давка в очередях. Референдуму предшествуют и сопровождают бесконечные митинги.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Опрос: За сохранение СССР проголосовали бы более 60% россиян
В России Борис Ельцин поработал над будущим. Дополнительно в бюллетень его стараниями включен вопрос о введение должности президента. Им он станет через три месяца. В Киеве тоже готовили почву. Внесли противоречивый пункт. Украина войдет в состав союза суверенных, а не социалистических государств.
«Власти Украины независимость понимали не так, как мы ее сегодня понимаем. Независимость хотели для себя, для решения политических, культурных задач, но не разрыв полных экономических отношений. Считалось, что мы обретем независимость, но разрыва не будет», - первый президент независимой Украины 1991-1994 годов Леонид Кравчук.
Прибалтика, Армения, Грузия и Молдова референдум не проводили. Там еще до 17 марта решили жить самостоятельно. А вот жители девяти других республик линию генсека поддержали. За сохранение единой страны проголосовало абсолютное большинство - 76%. Люди ждали обновлений.
Горбачев обещал их и начал подготовку документа о Союзе Суверенных Государств.
«Он предусматривал общую внешнюю политику, общий бюджет на основе общей валюты, общую армию, общий парламент, общая конституция с общим президентом на будущее заготовка была. Вот все это должно было прописано в союзном договоре, который на основе референдума мартовского был написан 9 республиками», - рассказал советник президента России по политическим вопроса 1991-1993 годов Сергей Станкевич.
Сергей Станкевич помнит, как готовили этот документ. Три месяца главы союзных республик приезжали в Ново-Огорево. Там обсуждали каждый спорный момент.
Скептики называли переговорщиков «Союзом Спасения Горбачева». И, видимо, оказались правы. Сохранить себя в качестве правителя генсек не успел. Путч ГКЧП не дал подписать соглашение.
«Республики, как только увидели эту картинку из Москвы, они в неком ужасе поняли, что это будет повторяться и дальше, они просто побежали от Москвы одна за другой, начали отказываться от этого нового договора и «отплывать», - вспоминает Сергей Станкевич.
В итоге спустя девять месяцев подписи трех перевесили мнение большинства. Беловежское соглашение поставило крест на обновленном Союзе.
«Закон о референдуме, по которому он проводился, он тоже был достаточно четким, и структура вопроса, и его правовая форма, они квалифицировались 29 статьей этого закона как рекомендательные. И в этом плане все разговоры, что было такое решение и им почему-то пренебрегли, они не корректны», - считает генеральный секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис.
Так провалилась попытка реанимировать страну. Противники развала до сих пор уверены: у советских людей украли Родину. Заставили в ней усомниться. Что такое Союз -тюрьма народов или наша общая родина? Этот вопрос из прошлого остается без четкого ответа. Даже спустя 25 лет.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Даты