Для жителей нескольких деревень в Башкортостане отказ от спиртного стал едва ли не новым смыслом жизни. На сельском референдуме они добровольно проголосовали за то, чтобы окончательно побороть пьянство, которое в России (тем более в провинции), как известно, одно из главных бед. Удалось это или нет? Из зоны трезвости – репортаж корреспондента «МИР 24» Родиона Мариничева.
Зона трезвости в Башкортостане появилась два года назад. Ее начало отмечено специальным знаком, о котором в российских правилах дорожного движения пока не сказано ничего. В этой зоне нет ни одного магазина, где можно купить алкоголь. И такие правила действуют круглосуточно.
Сухой закон как он есть. Против трезвости здесь вроде бы ничего не имеют ни покупатели, ни продавцы.
В магазине ассортимент – от печенья до футболок. Водки же, говорят местные, даже из-под полы не купишь.
За алкоголем теперь ездят в город или в соседний сельсовет. Местным предпринимателям пришлось заняться алкозамещением. Правда, спасает это не всех. Больше всего пострадал придорожный магазин. Спиртное здесь покупали в основном проезжие. Местные за выпивкой заглядывали не так уж часто.
Продавщица Шаура за этим прилавком работает 17 лет. Теперь – одна: сменщица недавно уволилась и уехала в Уфу за лучшей зарплатой. Но даже это место Шаура потерять боится. С работой на селе не слишком хорошо.
Пока это эксперимент в отдельно взятом сельсовете. Правила действуют на территории примерно в 40 квадратных километров. Всего шесть деревень, в которых живут 1100 человек.
Один из вдохновителей трезвого образа жизни – глава местной администрации Ирек Юдаев – показывает плакаты, которые скоро должны появиться на деревенских заборах. Два года назад он выполнил волю народа. Тогда, по результатам проведенного опроса, большинство в сельсовете высказалось за полный запрет продавать спиртное. Говорит, сухой закон быстро принес свои плоды. И предлагает проехаться по деревенским улицам.
«Я уже давно не пью, так скажем. Давно не пью – и в праздники, и в дни рождения, и в юбилеи», – говорит глава администрации Ялчинского сельсовета Ирек Юдаев.
К трезвым застольям народ приучает местный имам-хатыб Мударис Исянгулов. Вместо водки – яблочный компот, с которым хорошо идут домашний сыр, конская колбаса и маринованный перец. В Башкортостане большинство хоть и мусульмане, повальное пьянство 90-х и нулевых не обошло стороной и эти края.
Для любителей выпить Коран преградой не был. Даже когда в деревне открыли мечеть, искоренить алкоголизм сразу это не помогло.
Хозяин пилорамы Мухарам Ибрагимов подумывает расширять цех. А поначалу, говорит, бизнес был очень рискованным. С деревенскими оказалось непросто.
«В начале у меня были тоже – дашь зарплату, считай, их нет, нету недельку-две. Вот так работали», – говорит владелец пилорамы Мухарам Ибрагимов.
Раскрутились уже после того, как ввели сухой закон. Причем во время опроса против продажи алкоголя голосовала чуть ли не вся артель.
«Нормальные работники, работают, и считайте, инициатива здесь их, не моя почти», – поясняет владелец пилорамы.
Ни грамма алкоголя – и ты бизнесмен. Эту формулу в свое время взял на вооружение ветврач, а теперь и фермер Хабир Сляучин. Сейчас у него самое большое стадо – 30 с лишним коров.
«Вот, фермерство организовал. Начали работать – коров закупили, телят закупили», – рассказывает глава крестьянско-фермерского хозяйства Хабир Сляучин.
А еще – лошадей, благодаря которым в местных магазинах летом появляется единственный разрешенный к продаже алкогольный напиток – кумыс.
Антиалкогольные частушки придумали сами и могут сочинить еще. На сцене – так называемый женсовет. Эти женщины готовы сделать все для того, чтобы ни мужья, ни дети никогда не узнали, что такое пьянство.
«Раньше же ведь собирались, и Сабантуи были, но там ведь водку не пили. Был кумыс, был буза, и также боролись, также сидели за столом, также пели», – говорит член Женсовета Ялчинского сельсовета Василя Карагузина.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе