На земле и под водой: как готовят космонавтов

20:15 12/04/2016

В 2016 году человечество отмечает 55-летнюю годовщину выхода в космос. Корабль «Восток», который пилотировал Юрий Гагарин, 12 апреля 1961 года совершил первый в истории орбитальный полет вокруг Земли. К юбилею «МИР 24» подготовил спецпроект «Космос-55», посвященный самым знаковым вехам в освоении Вселенной.

Звездный городок – одно из важнейших мест для отечественной и мировой космонавтики наравне с Центром управления полетами и РКК «Энергия», расположенными в подмосковном Королеве. Здесь находится Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, или попросту – ЦПК. Мы побывали в легендарном Звездном городке и узнали, как проходят тренировки будущих покорителей Вселенной, что такое космическая болезнь движения и какие дозы радиации получают космонавты.

ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК

Романтичное название Звездный городок с советских времен ассоциируется с чем-то недоступным и таинственным. Действительно, до распада СССР поселок городского типа, расположенный в 25 км к северо-востоку от Москвы, был засекречен: он даже отсутствовал на картах, дорожных указателях и маршрутах автобусов. Кстати, до 1968 года городок назывался не Звездным, а Зеленым. До его основания в 1961 году космонавты первого отряда и многие специалисты жили в военном поселке Чкаловский.

В 2009 году поселок перешел от Министерства обороны в ведение Роскосмоса, но и после этого не стал открытым для всех. Сегодня это закрытое административно-территориальное образование городской округ Звездный городок Московской области. Он занимает почти 318 га и вмещает около 6 тысяч человек, большая часть из которых – космонавты, ученые, прочие специалисты космической отрасли и их семьи. Это - одна большая «ракетно-космическая семья», как говорят многие связанные с Роскосмосом люди.

Как и территория РКК «Энергия», разрабатывающей знаменитые «Союзы», Звездный городок напоминает застывший во времени кусочек Советского Союза. Он разделен на две части: служебную (собственно, ЦПК) и жилую – с детским садом, школой, поликлиникой, магазинами, кафе и всем необходимым. Здесь очень чисто, спокойно, много зелени, вокруг – преимущественно невысокая кирпичная застройка, широкие улицы, скверы и памятники. Около домов даже можно увидеть фантастические для Москвы подснежники. Количество наружной рекламы в городке сведено к минимуму, и это сразу бросается в глаза.

«В советские годы в Звездный городок приезжали люди со всех городов и из-за рубежа не только чтобы узнать побольше о передовых космических технологиях и подготовке космонавтов к полету на орбиту, но и для того, чтобы отовариться в местных магазинах, где в то время царило изобилие различных продуктов и товаров. В Звездном городке чисто и спокойно, не было и нет навязчивой уличной рекламы, громких рынков и автомобильных пробок. Специалисты и космонавты, проживающие тут – лучшие в своей области, именно им принадлежат многочисленные космические победы. Кроме того, именно при активной поддержке горожан были обустроены Аллея космонавтов, Дом космонавтов, школа, детский сад, три озера, заповедник с разными животными, и другие части окруженного зеленью городка», – вот так описывается поселок на официальном сайте Звездного городка.


На фото – памятник Гагарину, те самые подснежники и учебно-тренировочный истребитель МиГ-15УТИ, на котором летал Юрий Гагарин

Туристов в первую очередь притягивает, конечно же, Центр подготовки космонавтов. Основа системы подготовки закладывалась еще в 60-е годы прошлого века, и в наибольшей строгости ее пришлось испытать на себе первому отряду космонавтов, среди которых был Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Беляев, Алексей Леонов и еще восемь человек. С тех пор в ЦПК к полетам готовились абсолютно все советские и российские космонавты, а также иностранцы, отправляющиеся в космос на российских «Союзах». Напомним, сегодня это единственный в мире способ полета на МКС.

ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ

Когда ЦПК начинает набор космонавтов, на официальном сайте вывешивается объявление о сроках набора и список необходимых документов. Испытать судьбу может любой гражданин РФ до 33 лет, имеющий техническое образование и отработавший не менее трех лет по специальности. Кроме того, он должен быть не выше 190 см и не тяжелее 90 кг. Если все сходится, соискатель проходит врачей, сдает характеристику с места работы и биографию. В составе комиссии присутствуют специалисты ЦПК, РКК «Энергия» и различных медицинских учреждений. Если человек проходит на второй этап, дальше следуют собеседование и физическая подготовка. Если и с этим все хорошо, то дальше следует зачисление в кандидаты, курс подготовки кандидатов, экзамены и зачисление в космонавты. Лет через 5-10 у космонавта может появиться возможность побывать в космосе.

Все эти годы человек официально работает космонавтом – так звучит запись в его трудовой книжке – постоянно занимается в ЦПК и ежегодно проходит медицинское освидетельствование. Центр подготовки космонавтов был создан 11 января 1960 года, а имя Гагарина ему присвоили в 1968-м. В распоряжении центра имеются различные тренажеры, две центрифуги – ЦФ-7 и гигантская ЦФ-18, самолет-лаборатория для отработки невесомости Ил-76, гидролаборатория и макеты космических кораблей.

Один из обязательных пунктов программы подготовки – велоэргометр, позволяющий проводить электрокардиографическое исследование при возрастающей ступенчатой физической нагрузке. Отличие велоэргометра от обычного велотренажера состоит в том, что аппарат контролируется компьютером и способен точно дозировать нагрузку. Космонавт или кандидат принимает практически горизонтальное положение, что позволяет достичь параметров, приближенных к состоянию невесомости, и крутит педали в заданном темпе. Каждые три минуты нагрузка увеличивается. В начале на торс прикрепляются вакуумные электроды, и во время тренировки приборы снимают ЭКГ, измеряют пульс и артериальное давление. Предусмотрены три степени нагрузки, если у космонавта начинает зашкаливать давление или слишком учащается пульс, тренировка прекращается досрочно. Расписание таких тренировок составляет терапевт.

«Считается, что у космонавтов нет профзаболеваний, – тем временем рассказывает нам начальник лаборатории функционально-диагностических исследований ЦПК Лариса Шуватова. – Хотя мы сейчас добиваемся приказа насчет радиационного облучения. Космонавты до сих пор даже не включены в перечень профессий, которые подвержены облучению, в отличие, например, от специалистов Росатома. А у космонавтов нормы мгновенной радиации в два раза больше, чем у всех сотрудников Росатома. Представляете, космонавт летает пять раз, четыре. Наибольшую дозу радиации он получает на выходе из космоса. Скафандры защищены, но не могут гарантировать защиту на 100 процентов».

Следующий тренажер предназначен для вестибулярной подготовки. Это – кресло ускорений, или вестибулярное кресло. Методика тренировки проста: человек садится в кресло, закрывает глаза и во время вращения совершает либо наклоны головы влево-вправо, либо корпуса – вперед-назад. Тренировки проходят в двух позициях: прерывное ускорение и непрерывное ускорение, длится «экзекуция» примерно 10 минут.

«Стенд вестибулярной подготовки космонавтов и астронавтов нужен для того, чтобы они себя комфортно чувствовали в состоянии невесомости, чтобы у них не развилась космическая болезнь движения. Если есть предрасположенность к этой болезни, то мы их тренируем – в принципе, каждого человека можно натренировать, и он прекрасно проведет полгода на орбите в состоянии невесомости», – рассказывает заведующая кабинетом электрофизиологических исследований Ирина Коновалова.

Космическая болезнь движения, или синдром космической адаптации – состояние, возникающее у многих космонавтов в первое время нахождения в космосе. Это состояние сравнивают с морской болезнью, симптомы – слабость, головная боль, головокружение, тошнота, рвота. В зависимости от организма это состояние проходит от нескольких часов до нескольких суток. Чтобы подготовиться, в течение примерно 10 дней до старта ракеты космонавты тренируются в вестибулярном кресле ежедневно.

...В огромном вытянутом зале стоят макеты космических кораблей, мы подходим к комплексному тренажеру ТПК «Союз». Корабль передали в ЦПК после летно-конструкторских испытаний в РКК «Энергия». Для каких целей он строился, неизвестно, но теперь космонавты отрабатывают на нем все технические задачи, которые им предстоит выполнить в космосе.

«На нем отрабатываются все этапы автономного полета, начиная с предстартовой подготовки, заканчивая посадкой на Землю, – объясняет ведущий инженер Сергей Васенин. – Это предстартовая подготовка, орбитальные маневры, сближение, стыковка, расстыковка со станцией и спуск. Особенность тренажера в том, что он максимально приближен к реальному кораблю. Здесь по сути не имитируются только невесомость и перегрузки. Все остальное отрабатывается здесь, в том числе большой перечень внештатных ситуаций, начиная от разгерметизации, пожара, заканчивая банальной поломкой вентилятора. В случае отказа автоматики, есть дублирующая автоматика, если даже дублирующая сломалась, то пилот может в ручном режиме состыковаться со станцией и спуститься с орбиты».

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Русские на Луне: как в Королеве готовятся к лунной экспедиции

Тренировки на этом тренажере начинаются после того, как в течение двух лет кандидаты проходят общую подготовку, по итогам которой попадают в отряд. Одновременно отрабатывать навыки могут от одного до четырех человек. Тренажер полностью российский, продолжает Васенин, надписи на русском, поэтому иностранцам, которым предстоит лететь на «Союзе», приходится учить язык. Тренировки бывают по два и четыре часа, а вот экзамены длятся целых восемь. Особенно интенсивными занятия становятся во время подготовки к полету.

Один из самых интересных объектов ЦПК – знаменитые огромные центрифуги, которые используются для подготовки к перегрузкам. Космонавт в практически горизонтальном положении ложится в кабину, центрифуга начинает вращаться, а кабина в этот момент ложится на бок. С увеличением скорости нарастает и перегрузка. За состоянием испытуемого постоянно следят с помощью нескольких камер, специальных датчиков и так называемой тангенты – сигнального прибора, который космонавт зажимает в руке. Если человек начинает терять сознание, мышцы расслабляются, что и фиксирует тангента – тренировка сразу же прекращается.

Центрифуга – один из самых сложных тренажеров для летчиков и космонавтов. Им приходится не только терпеть сильнейшие перегрузки, но также в этот момент выполнять команды и задачи, которые отображаются на мониторе. Например, запомнить, в какой последовательности на мониторе загораются кольца.

Наибольший интерес вызывает гигантская центрифуга ЦФ-18 длиной в 18 метров. В настоящее время она закрыта на профилактику, поэтому нам удалось осмотреть вторую. Центрифуга ЦФ-7 была построена в советские времена и запущена в 1973 году для отбора и подготовки космонавтов. Как отмечают инженеры, это - тоже полностью отечественная разработка. Центрифуга дает возможность отработать перегрузку голова-таз, которую испытывают летчики при выполнении фигур высшего пилотажа, и перегрузку грудь-спина, которая возникает во время старта ракеты. Напомним, для защиты от перегрузок в «Союзах» используется амортизационное кресло «Казбек».

Для примера – вот так выглядит большая центрифуга ЦФ-18, расположенная в отдельном цилиндрическом здании:


Фото: Лысцева Марина,ТАСС

На ремонте находится еще один интереснейший объект ЦПК – гидролаборатория. В отдельном цилиндрическом здании находится бассейн диаметром 23 метра и глубиной 12 метров. В бассейне - полноразмерный макет МКС, на котором космонавты в условиях, приближенных к невесомости, отрабатывают действия в открытом космосе:


Фото: Лысцева Марина,ТАСС


Фото: Метелица Сергей,ТАСС

КОСМОНАВТ О СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ

«В СССР была разработана идеальная система подготовки космонавтов. Единственное что – многовато было теоретических экзаменов, можно было бы поменьше сделать. Мы сдавали выживание в пустыне, на море, в тайге, у нас были подводные погружения в «Орланах», парашютные прыжки, полеты в невесомости, тренировки на центрифугах и так далее. Но самое страшное – это экзамены. Тот, кто сдаст эту сотню экзаменов перед полетом, он уже в космосе ничего не боится. Мы знали все системы на том же уровне, что и специалисты, которые их создавали. И не дай бог на экзамене получить четверку. Валентин Петрович Глушко не разрешал четверки получать», – рассказывает замдиректора Музея космонавтики, Герой СССР, летчик-космонавт Александр Лавейкин.

По словам космонавта, сегодня с набором в космонавты в стране проблемы:

«Когда я пришел в научно-производственное объединение «Энергия» (сейчас РКК «Энергия»), я знал, что там существует отряд гражданских космонавтов-инженеров, сотрудников этого предприятия, и стремился закончить МГТУ им. Баумана, чтобы попасть именно туда. Когда я туда пришел, все молодые сотрудники, а их были сотни, если не тысячи, подавали заявление в отряд космонавтов. Был очень серьезный отсев, и в отряд в итоге проходили единицы. При этом количество желающих не уменьшалось. Прошли годы, и сейчас дошло то того, что желающих пойти в космонавты почти нет. Роскосмос даже был вынужден объявить набор через интернет. Даже в МГТУ им. Баумана нет особо желающих пойти по этой дороге, попасть в отряд космонавтов или просто стать специалистом по космической промышленности. Вот в какое время мы сейчас живем».

«Чего больше всего боится космонавт? Он больше всего на свете боится, что отменят старт. Сидишь в корабле и считаешь эти последние секунды, и как только дана команда зажигания, и ты чувствуешь, что «поехали», как сказал Гагарин, вот тут заканчивается самый страшный страх и начинаются самые счастливые минуты. Свершилось, ты наконец-то полетел и что через девять секунд ты увидишь впервые нашу красавицу Землю из космоса. Кстати говоря, посмотреть на Землю – являлось у многих космонавтов одним из первых желаний, почему они хотели полететь в космос».

Мария Аль-Сальхани