Дезактивация Припяти: как территорию вокруг АЭС «отмывали» от радиации

15:31 26/04/2016

26 апреля 1986 года неконтролируемый рост мощности реактора четвертого энергоблока привел к взрывам и разрушению значительной части Чернобыльской атомной электростанции. Эта катастрофа считается крупнейшей в истории атомной энергетики. В результате 30-километровая зона вокруг АЭС оказалась загрязнена радиоактивными веществами: изотопами урана, плутония, йода-131, цезия-134, цезия-137, стронция-90. Спустя 30 лет дозиметры радиации в близлежащей Припяти продолжают зашкаливать.

Самый близкий к АЭС населенный пункт – это именно город Припять Киевской области, расположенный на берегу одноименной реки в двух километрах к северо-западу от станции. А вот город Чернобыль находится в 18 километрах к югу-востоку от ЧАЭС. Кстати сказать, Чернобыльская АЭС находится всего в 110 километрах от столицы Украины.

Благодаря сложившейся атмосферной ситуации, большая часть радиоактивного облака ушла в сторону России и Белоруссии. Припять радиоактивные массы как бы обогнули, в результате по сторонам от города образовались две линии высокого радиационного загрязнения, названные Северным и Западным следом. Тем не менее 26 апреля 1986 года экспозиционный фон в Припяти превышал норму в 70-100 тысяч раз: 1 рентген в час.

Фото опубликовано Игорь (@igorkiselnikov) Апр 25 2016 в 10:53 PDT

Чтобы максимально уменьшить ущерб для экологии, с первых же дней в Киевской области начали проводить дезактивацию зараженной территории. Как правило, дезактивация – это удаление радиоактивных веществ с земли и всех объектов, уничтожение и захоронение того, что невозможно очистить. Работа по дезактивации территорий вокруг Чернобыльской АЭС в основном включала в себя пылеподавление, отмывку всех объектов от радиоактивной пыли и снятие зараженного грунта.

Как понятно по следующему фото, сделанному 26 апреля, руководство отрасли не было готово к авариям, поэтому первое время специалисты работали на объекте практически без защиты. А сорокасемитысячное население Припяти эвакуировали лишь 27 апреля, притом что авария произошла около половины второго ночи 26-го. С 1987 года жителей Припяти начали заселять в Славутич, город в 50 километрах от АЭС, специально построенный для людей, оставшихся без дома. Всего из зон, подвергшихся загрязнению, эвакуировали около 200 тысяч человек.


Фото: Борис Приходько,РИА Новости


Фото предоставлено Л.Л. Бочаровым, гл. инженером третьей вахтовой смены строительства Чернобыльского саркофага. Разрушения на Чернобыльской АЭС.

Вокруг электростанции в 1986 же году установили 30-километровую «зону отчуждения», проникать на которую было запрещено. Государство лишилось 50 млн гектаров сельхозземель. После каждого посещения зараженной территории ликвидаторам требовалось полностью менять весь комплект одежды, при этом работали посменно. Встал вопрос и о дезактивации техники, в том числе военных машин.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 30 лет спустя: очевидцы о катастрофе на Чернобыльской АЭС

Одним из незаменимых инструментов очистки стали пожарные машины, обеспечившие жидкостную дезактивацию – то есть помывку – стен зданий и крупных объектов струями дезактивирующего раствора (водой с моющими средствами) под сильным напором. Сначала с помощью вертолетов мыли крыши, затем пожарные машины обрабатывали стены. Судя по тому, что многие оконные стекла в Припяти уцелели до наших дней, напор воды регулировали, видимо, рассчитывая, что в эти здания скоро вернуться люди. Осознание масштаба трагедии пришло не сразу: по воспоминаниям ликвидаторов, со страниц газет летели уверения в абсолютной безопасности нахождения на территории АЭС, и тысячи людей сами вызывались ехать на место аварии.

Фото опубликовано @v.alexandrovich Апр 24 2016 в 12:16 PDT

На первом фото ликвидатор очищает кровлю поврежденного блока после аварии на Чернобыльской АЭС 21 августа 1986 года. Далее – обработка домов раствором.


Фото: Игорь Костин,РИА Новости


Фото: Виталий Аньков,РИА Новости

После дезактивации здания уровень радиации снова замеряется. Если помывка не помогла, снимают верхний слой поверхности, например, штукатурку. На следующем фото дезинфекторы проводят дозиметрический контроль зданий Чернобыля после дезактивации – 1 июня 1986 года.

Кстати, обработкой объектов снаружи дело не ограничивалось: вещи из квартир собирались и вывозились в могильники. Очевидцы вспоминают, как из окон опустевших квартир летели даже холодильники. На месте осталась только крупногабаритная мебель. На фото – вертолеты ведут дезактивацию зданий Чернобыльской атомной электростанции после аварии, 06 апреля 1986 года.


Фото: Игорь Костин,РИА Новости

На первом фото специалисты проводят дозиметрический контроль жилых и административных зданий города Чернобыль после дезактивации 1 июня 1986 года. Следующий кадр – 14 августа 1986-го. Машины, работавшие в зараженной зоне, прикрывали свинцовыми щитами. Для уменьшения распространения радиации на выезде с территории люди пересаживались на другие автомобили.


Фото: Игорь Костин,РИА Новости

Одной из задач, которую поставили перед учеными, было создание технологии пылеподавления. И вскоре средство было найдено, им стала барда – отходы деревообрабатывающей промышленности и переработки свеклы. После пролива земли бардой на поверхности образовывалась пленка, которая помогала избавить от пыли грунтовые дороги и песчаные участки. Пробовали и гудрон, но после обработки земли до образования пленки требовалось ждать около суток. Поэтому использовали в основном барду, которую смешивали с водой и наносили посредством поливочных машин, АРСов и вертолетов. Для образования более твердой корки на земле в раствор добавляли хлористый кальций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украина вспоминает жертв аварии на Чернобыльской АЭС

«Барда – это экологически безвредный состав, который может быть использован и как удобрение. Когда мы проливали песчаные откосы, то в барду добавляли семена трав, потом мы накрывали эти места полиэтиленовой пленкой, и на них через два дня появлялся травяной покров. Но барда не панацея от всех бед. Недостаток ее – это водорастворимость, и в случае дождей, хотя их и не было, она могла «уходить» в землю. Поэтому к концу мая, как бы для ликвидации недостатков, рядом организаций были предложены и свои составы», – такие слова одного из специалистов–ликвидаторов приводятся в книге Елены Козловой «Схватка с неизвестностью».

Temporal localization of radioactive waste Red Forest ПВЛРО (пункт временной локализации радиоактивных отходов) Рыжий Лес – территория леса, около 10 квадратных километров, которая приняла на себя наибольшую дозу выброса радиоактивной пыли в день взрыва. Из-за радиации лес, преимущественно состоящий из сосен, окрасился в буро красный цвет, и даже наблюдалось свечение деревьев по ночам (за счет взаимодействия ферментов дерева с радиоактивными частицами). Во время дезактивации лес был снесён бульдозерами и захоронен. Сейчас лес восстанавливается естественным путем. Иногда Лес называют Ржавым. #припять #рыжийлес #чернобыль #чернобыльзонаотчуждения #путешествие #путешествия #зона #зонаотчуждения #сталкер #постапокалипсис #природа #лес #радиация #stalker #chernobyl #nuclear #instagood #photo #photooftheday #postapocalyptic #art #like #followme #atmosphere #outdoors #outdoor #nature #wood

Фото опубликовано Дмитрий Поддубный ⛰⛺️ (@dmitry.s.poddubny) Апр 9 2016 в 9:12 PDT

Другим направлением работ была ликвидация зараженного грунта. Для этого использовали бульдозеры или же снимали вручную. В особо загрязненных местах сначала снимали грунт, затем это место засыпали песком, гравием и булыжником, иногда бетонировали. В некоторых местах толщина бетона достигала одного метра. Грунт и радиоактивные обломки захоранивали в отдельных местах. На фото – 10 мая 1986 года, работы по снятию верхнего слоя грунта.


Фото: Инякин,РИА Новости

Но самой главной задачей было строительство саркофага вокруг четвертого блока Чернобыльской АЭС, в который предварительно поместили радиоактивные обломки. Строительство «Укрытия» началось в июле 1986 года и закончилась в ноябре. Остальные три блока атомной электростанции обрабатывали как дезактивирующим раствором, так и посредством сухой дезактивации, нанося сухие полимерные составы, которые после отверждения в виде пленки снимались с поверхности. В основном эти работы выполняли солдаты.

Сильнее всех в результате аварии пострадала тысяча человек, работавших на АЭС и занимавшихся ликвидацией последствий аварии в первые дни. Общей статистики о последствиях работы в зоне поражения для здоровья ликвидаторов и их потомства не существует.


Фото предоставлено Л.Л. Бочаровым, гл. инженером третьей вахтовой смены строительства Чернобыльского саркофага

Мария Аль-Сальхани