Мальчики-мажоры и классовая ненависть

21:43 29/05/2016

Уход от погони, агрессивное вождение, более 10 нарушений правил дорожного движения, оскорбления офицеров полиции. Все это совершила группа молодых людей на дорогущем внедорожнике в Москве ради трансляции в Periscope. Так и хочется спросить: «Вы че такие дерзкие, а?» Но ответ известен – чем скандальнее поступки, тем больше подписчиков и лайков в соцсетях. И страдают этим не только мальчики-мажоры. На подобные дорожные подвиги способны все – и водители суперкаров, и владельцы подержанных «девяток». Просто такие вызывающие поступки «золотых деток» обращают на себя внимание мгновенно. Так что история с гонками по московским улицам вскрывает еще одну проблему – классовое неравенство. Корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина пыталась понять, почему.

Ни комментариев, ни язвительных слов, ни заливистого хохота. В зале суда Руслан Шамсуаров сдержан и кроток. Хотя еще за четыре дня до заседания бравировал своей безнаказанностью.
После оглашения приговора арест на 15 суток молодой человек внезапно перехотел быть известным. От десятка телекамер нашел укрытие в полицейской машине.

До суда Шамсуаров и трое его друзей докатились на сумасшедшей скорости. В то утро Руслан сидел на пассажирском сидении, свою машину доверил трезвому другу.

Пять часов они гоняли на мощном внедорожнике по Москве и одновременно вели онлайн-трансляцию в соцсети. Цинично нарушали правила и ликовали, когда отрывались от машины ДПС.

Пересечение сплошных, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет. Через газон, по тротуару, по парку. Требования «остановиться» – игнорируют. И это все – на машине без номеров, за рулем – человек, который уже лишен прав. Если посчитать штрафы за все эти нарушения, набежало больше 100 тысяч рублей. Видео посмотрел редактор автомобильного журнала.

«Там уже наверняка лишение прав ни на один год набралось. Все, что они делают, я бы рассматривал как хулиганство. Если бы они не выложили видео, скорее всего, ничего бы не было. Потому что план «Перехват» объявлен не был», – говорит редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов.

В тот день их все-таки задержали. Выписали два штрафа – пять тысяч рублей и отпустили.
Такие меры обескуражили не только обывателей, но и начальника главного управления МВД по Москве.

«Вот здесь надо разбираться в рамках служебной проверки, почему они не задержали, не доставили в отдел. Что это халатность, или может тут какие-то другие вопросы, заинтересованность какая? В общем посмотреть весь перечень Уголовного кодекса, какие статьи можно возбудить. И раз и навсегда с этим покончить, с этой «золотой молодежью», которая считает, что можно купить все и всех. Но ошибаются», – говорит начальник главного управления МВД России по городу Москве Анатолий Якунин.

Даже после задержания лихачи продолжили трансляцию. Получили очередную порцию лайков и советов.

Тема горящих автомобилей Маре Багдасарян (она одна из участниц гонок), действительно, близка. В октябре прошлого года ее автомобиль попал в смертельное ДТП на Кутузовском проспекте. Два человека тогда погибли. А Мара Багдасарян несколько месяцев находилась в коме, но как только пришла в себя, снова присоединилась к развлечениям друзей.

Вот игры «золотой молодежи». Задание – спровоцировать сотрудников ДПС, а потом устроить гонки. Развлекались так регулярно. На счету только Шамсуарова накопились штрафы в общей сложности на 300 тысяч рублей.

Судя по записям, которые они выкладывали в интернет, для них не было ничего невозможного: ездили по пешеходному Старому Арбату, разворачивались, где хотели, включали сирену. Всем своим видом показывали – нам все можно. Родители от всего откупят. Благо есть на что. Отец Руслана Шамсуарова – вице-президент компании Лукойл.

Дорога около одного из самых престижных университетов Москвы. Предположительно, именно здесь учится Руслан Шамсуаров. Весь правый ряд забит автомобилями. Эконом-класса практически не встречается, зато, куда ни посмотри, везде так называемые красивые номера.

С заходом солнца автомобили на этой дороге меняются на еще более дорогие. Смотровая площадка на Воробьевых горах давно стала меккой для студентов на дорогих машинах. Негласная тусовка для богатых. Лихачи на «Гелендвагене» тоже часто сюда приезжали. Но даже владельцы, так называемых, заряженных машин, от дружбы с ними открещиваются.

«Сразу видно, что это показуха, что ему просто купили машину, а управлять он не умеет, потому что машину нужно ловить, она же мощная. Любители скорости делают это в определенных местах, не показушно, а там, где это максимально безопасно», – поясняет участник автомобильного клуба Александра Минченкова, организатор автомобильного клуба Максим Блудов.

В интернете тысячи видео, где сотрудники ДПС пытаются догнать нарушителей. На самом деле – большинство резвых водителей на самых простых автомобилях.

Так, за одним лихачем полиция гналась около получаса. Водитель пытался уйти от машины ДПС из всех своих лошадиных сил. Здесь тоже выезд на «встречку», проезд на красный свет и даже пассажирка, которая норовила выпрыгнуть из машины. Но этот случай не обсуждали неделю и не искали у водителя влиятельных родственных связей.

«Это классовая ненависть. Если про богатых думают, что они просто украли, то дети богатых ничего не сделали, а просто купили машину и поехали. Получается человек, который задержан за хулиганство на «гелике», виноват не потому, что он совершил правонарушение, а просто потому, что он такой. Виноват, потому что не такой, как мы», – считает журналист Максим Конононенко.

Вот и писатель Андрей Максимов уверен: именно большие деньги стали причиной такого резонанса. Потому что, когда гонку по Москве устраивает сын дворника, это не интересно. А если сын менеджера – другое дело.

«Человек, который разбогател, как минимум не дурак. Дураки не богатеют. И вообще если мы хотим жить в цивилизованной стране нам надо уйти от ощущения, что быть бедным человеком хорошо, а богатым плохо. А быть богатым хорошо, только это богатство должно быть заработано честно», – говорит писатель, драматург Андрей Максимов.

Виола – самая что ни на есть классическая представительница «золотой молодежи». Папа – известный музыкант Валерий Сюткин. Людей, говорит, надо оценивать не по количеству денег в кошельке.

«У меня есть разные знакомые из «золотой молодежи». С кем-то мне приятно общаться, а с кем-то я предпочитаю не видеться. Я не люблю какого-то пафоса. Просто есть люди, которых Rolls-Royce не испортит, а есть, кому что-то дорогое и сразу понты, покажется, что все я могу, я крутой», – поясняет дочь Валерия Сюткина Виола Сюткина.

Из увлечений Виола выбрала не самое прибыльное – театр. Еще изучает историю искусств, пишет сценарии и создала благотворительный сайт. Но не просто раздает деньги нуждающимся, а помогает советами. Учит менять мир, начиная с себя. А в этом нуждаются все – как бедные, так и богатые.

По оценкам Forbes, сегодня в России 77 долларовых миллиардеров. И только у них 243 ребенка. Общее состояние всех этих семей оценивается больше чем в 280 млрд долларов.

Вторую строчку самых богатых людей России занимает Михаил Фридман. Основатель «Альфа-групп», у него больше 13 млрд долларов. Но не так давно предприниматель решил почти все свои деньги направить на благотворительность. Пояснил: отдать столь крупную сумму детям (у предпринимателя их четверо) худшее, что можно для них сделать.

Еще в 2010 году такое же решение принял другой российский миллиардер – Владимир Потанин, президент холдинга «Интеррорс» и глава «Норильского никеля». Надо сказать, мода на благотворительные пожертвования пришла с Запада.

Есть даже специальное название: The Giving Pledge. В переводе с английского – «клятва дарения». Первыми эту клятву дали Билл Гейтс и Уоррен Баффет. Потом присоединились Марк Цукерберг, режиссер Джордж Лукас и другие.

Избавиться от денег значит оставить собственных детей без капиталов. Но нужны ли такие уроки воспитания? И всегда ли богатство по наследству зло?

«Это может быть и благом, и пороком. Все зависит от того, какие установки общества и семейные ценности. Если богатые люди воспитывают детей в системе моральных обязательств перед собой, обществом и собственностью, то это переданное состояние может работать потом и на общественное благо в том числе. Я приведу вам классический пример. Мы стоим в городе, где «серебряный век» был представлен ярче всего в истории России. Собственно, весь «серебряный век» возник на деньги меценатов. Эти меценаты были вторым поколением тех самых купцов, которые в пореформенный период сделали себе состояние», – говорит литературовед Ирина Прохорова.