Что такое «наука видеть» в понимании художника Петрова-Водкина? Выдающийся русский живописец разработал эту систему и не только сам ее исповедовал, но и преподавал свой особый взгляд. Разобраться в тонкостях предлагает Русский музей. В Петербурге на этой неделе открылась выставка «Круг Петрова-Водкина». Это 200 работ учеников и соратников художника, которые во многом благодаря нему смогли вырасти в самостоятельных мастеров. Одним из первых в этом убедился корреспондент «МИР 24» Александр Бережной.
Эта выставка могла появиться еще полвека назад, в 1966 году, когда сотрудники Русского музея начали обсуждать эту идею. Но «круг» учеников Петрова-Водкина в то время уже потерял свои ровные очертания и напоминал скорее прерывистую линию, пройдя период репрессий и войну. Спустя 50 лет «круг» удалось прочертить заново. Это получилось, когда совпали интересы коллекционера Аллы Есипович-Рогинской и Русского музея.
«Были выявлены художники. Были имена, о которых ничего не было известно. Поиск – это отдельная, очень большая работа, требующая много сил и времени», – говорит организатор выставки Алла Есипович-Рогинская.
Кузьма Петров-Водкин родился в городе Хвалынске в семье сапожника. Его необычная фамилия напоминание о вредном пристрастии деда к водке. Учиться живописи начал у местных иконописцев. Но только благодаря счастливому случаю – помощи мецената – оказался в Петербурге в художественном училище Штиглица. В итоге Петров-Водкин стал одной из главных фигур российского искусства начала 20 века и наставником плеяды талантливых художников, которым преподавал свою «науку видеть».
«Это попытка соединить научные знания, если на пальцах объяснять, с искусством. Весь авангард – это вторжение, диффузия науки и искусства. Художники перестали доверять только своим эмоциям, стали привлекать научные знания. Открытия в оптике, пространства. Были разговоры о четвертом измерении», – поясняет ведущий научный сотрудник отдела живописи 19-20-21 вв. Ольга Мусакова.
Петров-Водкин начал преподавать в 1910 года в школе Званцевой, куда пришел на смену Льву Баксту. В курс обучения художников он ввел физику, математику, оптику. Известно, что мастер предлагал ученикам писать одной краской, учиться создавать объем. Этот и другие его приёмы отчетливо видны в работах последователей.
«Он не плодил дилетантов, писал Петров-Водкин. Это действительно преодоление дилетантизма, ячества, самодовольства», – отмечает завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.
Имена учеников так и не стали известны широкой публике. Хотя работы участников так называемого «круга» Петрова-Водкина стоят внимания. Искать произведения приходилось в частных коллекциях, семейных архивах. Одним из главных открытий для кураторов стал художник Алексей Зернов. Его картиной «Происшествие», написанной в 1937 году под впечатлением от расстрела брата, завершили экспозицию «Круга».
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»