Под угрозой

21:58 12/06/2016

Террористическая угроза – серьезная проблема во всем мире. И везде задаются вопросом: как ей противостоять? Россия тоже не исключение. В ход идут даже тайные проверки на бдительность. В Москве, например, спецслужбы устраивают такие внезапные экзамены для сотрудников метрополитена. Суть простая: в подземку пытается проникнуть условный террорист с муляжом «пояса смертника». Задача – его вычислить. Так вот за восемь месяцев было 54 таких ревизии. Разоблачить удалось только четверых подозрительных пассажиров. Впрочем, эксперты в сфере безопасности считают, что это весьма неплохой результат. Но с другой стороны, страшно подумать: московский метрополитен 50 раз мог взлететь на воздух. В многомиллионной столице глазки видеокамер, рамки металлодетекторов, визуальное наблюдение повсюду. Но насколько оно эффективно? Свою проверку решил провести корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.

Любой житель большого города даже не представляет, какой опасности он подвергается, когда идет на работу и спускается в метро. Когда сидит на работе, если, например, трудится в крупном торговом центре, когда посещает массовые мероприятия или обедает в кафе. Именно для того, чтобы человек чувствовал себя спокойно, и существуют многочисленные системы безопасности: интраскопы, досмотровые рамки и целая паутина видеонаблюдения. И, конечно, труд тысяч людей, которые за всем этим следят.

Вместе с экспертом по безопасности Иосифом Линдером идем в крупный торговый центр. Каждый день это здание посещают больше 50 тысяч человек. Охрана на входе не реагирует ни на рюкзак, ни на писк рамок. У металлодетекторов и крепких парней на входе эффект скорее психологический, говорит специалист.

«Люди, видя рамку, часть людей будет отшита или приостановлена. Человек замотивированный все равно пройдет и что-то пронесет. Это может быть оружие или небольшое СВУ. Даже выявить его будет сложно, потому что специально сделанное СВУ может содержать меньше металлодетектирующих элементов, чем, например, смартфон в железном корпусе», – поясняет президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер.

Такая охрана защитит разве что против безумца-одиночки, но не от того, кто все продумал заранее. При этом владельцы любого коммерческого объекта, выбирая между безопасностью и прибылью, останавливаются на последнем, говорит Иосиф Линдер.

«Если в большом торгово-развлекательном центре мы будем останавливать каждого человека, то такой центр потеряет огромное количество потенциальных клиентов», – отмечает президент Международной контртеррористической ассоциации.

Да и по закону сотрудник ЧОПа никого не может заставить расстегнуть рюкзак или сумку, может только попросить. Зато техника может сказать многое о содержимом ваших карманов. Лучше, чем наметанный глаз сотрудника.

Металлодетектор – настоящий помощник охранника. Например, такая рамка способна показать, где именно человек проносит запрещенный предмет. При попытке пронести муляж пистолета в кармане индикация точно показывает, где именно спрятан металл. Если же его проносят в кобуре под мышкой, то индикация будет уже совсем другой.

Рамку можно настроить на определенный вид металла, например, легированную сталь, из которой делают оружие. И не придется искать по карманам мелочь, которая звенит при проходе. У рамок – много возможностей.

«Безопасность бывает двух видов. Безопасность от террора, от оружия, от проноса. И второй вид – это когда производство защищает себя от хищений. Например, ювелирные, золотодобывающие предприятия используют высокоселективные детекторы, то есть их можно настроить на малую массу металла», – говорит руководитель отдела продаж Геннадий Куликов.

Именно перед рамкой три года назад на вокзале в Волгограде замешкался террорист. Это вызвало подозрение у охраны, и у смертника сдали нервы. Тогда погибли 18 человек, но жертв могло быть больше, если бы бандит сумел зайти внутрь. Как обстоят дела с безопасностью на вокзалах сейчас – идем проверять.

Москва, Площадь трех вокзалов. Ярославский, Казанский и старейший Ленинградский. Но независимо от названия на любом вокзале в стране досматривают так же, как и в аэропортах: интроскопы и рамки-металлодетекторы. Но всегда ли смотрят, что именно проносят пассажиры в карманах? Поэтому для эксперимента возьмем то, что побольше звенит: ключи, два телефона, прячем в разные карманы и кошелек полный мелочи. И попробуем пройти через рамку.

Охранник на входе через рамку с сумками не пускает. Ставим на ленту. На тревожный сигнал металлодетектора ни полиция, ни ЧОП не реагируют. А как показала практика, редкий террорист носит взрывчатку в сумке. Рамками и рентгеном оснащены и все станции метро, но тут проверка выборочная. Из 100 пассажиров могут остановить одного, и тот окажется, например, с оружием.

Ежедневно в московское метро спускается восемь миллионов человек. Для сравнения: из трех столичных аэропортов отправляются всего лишь пять миллионов пассажиров. И нетрудно догадаться, какие бы очереди были в подземку, если бы пропускали сюда, как в терминал воздушной гавани.

Особое внимание, казалось бы, должно уделяться детским учреждением. Вот и на первый взгляд обычный московский детсад похож на неприступную крепость: забор, камеры и охрана. Каждого пришедшего должны пропускать только по паспорту: на то и ЧОП. Так ли на самом деле? Заходим под предлогом: выбираем детский сад ребенку.

Охранник верит на слово. Проходим внутрь, говорим с воспитателями. Даже смотрим помещение, где занимаются с детьми, и гуляем по территории. Через дорогу школа. Заходим и туда. Под тем же предлогом и без документов. Охрана сетует, качает головой, но в итоге сдается.

Как ни странно, сложнее всего, оказалось, пройти в музей. Тут на входе полицейская охрана. Ее задача сохранить культурное наследие от вандалов, жизни посетителей и свои собственные. Поэтому на каждом сотруднике бронежилет. Но главное средство защиты – все-таки шестое чувство.

«Человек может показаться подозрительным, который нервничает. Человек, который сотрудника видит и не решается сразу войти. Человек, который при виде сотрудника полиции может как-то иначе себя повести. А также человек, у которого есть ручная кладь, неспособная его одежде. Например, он в костюме, а у него рюкзак», – рассказывает заместитель командира полка вневедомственной охраны МВД России Руслан Морозов.

Но основная работа охраны невидима посетителям. Хотя каждый, кто сюда зашел, находится под пристальным наблюдением.

«Смотрят на целостность. Если у нас идет группа, то она должна идти строго по экспонатам. На людей, которые вызывают определенное внимание. Также смотрят отдельно и на человека, отделившегося от группы», – поясняет Морозов.

По данным ФСБ, за 2015 год в России предотвращено более 30 терактов. Если бы не работа спецслужб, то каждый месяц случалось бы как минимум по два взрыва. Злоумышленники были обезврежены еще на стадии подготовки. Но не возле рамок.