Опасный маршрут. Десятки большегрузов столпились на Военно-Грузинской дороге. Из-за селя и вышедшего из берегов Терека трассу пришлось экстренно закрыть. И пока продолжается ремонт, водители подсчитывают убытки. Ведь товары у большинства – скоропортящиеся. О пробке в горах – корреспондент «МИР 24» Михаил Робакидзе.
Остановку у населенного пункта Душети водители называют островком безысходности. Жизнь на обочине для многих уже длится вторую неделю. Между тем четкого ответа на вопрос, когда же откроют дорогу, по-прежнему нет.
Днем под солнцем – плюс 36. Поэтому вода здесь на вес золота. Набирают и для себя, и для друзей по несчастью. Сутки простоя обходится от 20 до 40 долларов. Нужно покупать продукты и топливо. Ведь машины периодически заводят, чтобы товар не испортился. Правда, все контейнеры запломбированы, поэтому сложно сказать, в каком состоянии содержимое. Если бы не ЧП на дороге, большегрузы уже давно доехали бы до пункта назначения.
«Сегодня уже восьмой день, как там все обвалилось. Уже привыкли. Первые дни тяжело, а потом легче. Сейчас надеюсь, что руководство мое предпримет что-то, чтобы здесь не стоять», – говорит водитель Александр Нитин.
Игорь Камболов уже свыкся с мыслью о том, что день рождения будет отмечать не в кругу родных и близких, а в кабине этой фуры. Говорит, что поделаешь, романтика профессии. Отметит вместе с ребятами.
«В таких ситуациях люди быстро знакомятся, сходятся, как родные», – отмечает водитель Игорь Камболов.
Машины с белорусскими, армянскими, азербайджанскими номерами. Местные, которые тоже везли фрукты в Россию, накануне отправились в причерноморский Батуми. Паромная переправа до Новороссийска – единственный альтернативный путь. Однако стоимость места на пароме после схода оползня почему-то подскочила в полтора раза и теперь составляет 900 долларов вместо 400. Водители говорят, что в порту большие очереди и там тоже придется ждать как минимум неделю.
«Конечно, все терпят убытки – и грузополучатель, и грузоотправитель, и перевозчик, и сами водители», – говорит водитель Сергей Соловьев.
Между тем, проблема на дорогах стала причиной резкого снижения цен на фрукты и овощи в самой Грузии. На тбилисских рынках теперь можно приобрести персики, абрикосы и вишню с черешней почти вдвое дешевле обычного.
«У нас огромный наплыв товара. По сравнению с прошлой неделей, когда грузы еще вывозились в Россию, теперь на рынке с каждым днем фрукты и овощи становятся дешевле. Мы всю продукцию тестируем на качество и допускаем к реализации только те, что соответствуют нормам», – подчеркивает руководитель службы санэпидемнадзора Ия Джалагания.
Падение цены на сельскохозяйственную продукцию оказалось на руку тбилисским домохозяйкам. Ведь сейчас в разгаре период традиционных домашних заготовок на зиму.
По данным Министерства инфраструктуры, на ремонт размытой трассы нужно еще как минимум две недели. что, конечно, еще больше ударит по карману фермеров.
Чтобы понять, как теперь вынуждены ездить водители большегрузов, приведем несколько цифр.
Расстояние от армянско-грузинской границы до КПП «Верхний Ларс» составляет 206 километров, которое большегрузный автомобиль может проехать за 5-6 часов. Из-за схода оползня водителям предлагают альтернативный путь: через Батуми в Новороссийск, что подразумевает паромную переправу. Расстояние увеличивается более чем в пять раз и составляет 1121 километр. По времени займет 29 часов плюс погрузка и разгрузка. Еще один маршрут – в тот же Новороссийск, но через Поти. Расстояние 1016 километров и время пути – почти 26 часов.
Подробнее в сюжете: Сельское хозяйство