Скандальный шедевр: одна из самых известных картин 19 века в жанре ню - «Олимпия» Эдуарда Мане - приехала из Франции в Санкт-Петербург. Картину сопровождают произведения из музейного собрания, позволяющие проследить развитие образа обнаженной женщины в вариациях искусства Возрождения, барокко и Нового времени, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Александр Бережной.
Путаницу понять можно, но лучше запомнить, что имя Моне Клод, а Мане - Эдуард. Они были современниками и даже друзьями. Обоих относят к лагерю импрессионистов, но творчество совсем разное. Моне - это больше света, цвета и настроения. В основном - пейзажи. А Мане - это более четкие и прорисованные образы. И, как правило, люди. Сегодня открылась выставка Мане. В основе - картина «Олимпия» (1863 год). Она редко покидает Францию. В Эрмитажа приехала благодаря личному знакомству Ги Кожеваля (президент музеев Орсе и Оранжери) и Михаила Пиотровского (гендиректор Эрмитажа).
Это признанный шедевр мирового искусства. Хотя на Парижском салоне в 1865 году, где Мане впервые показал ее широкой публике, вокруг картины разгорелся скандал. Его обвинили в вульгарности, а самому полотну пытались навредить. Да и коллеги-художники не оценили манеру изображения, ее сочли плоской. Кожеваль говорит, что и сейчас, спустя полтора века, не все могут адекватно воспринимать «Олимпию».
«Думаю, что посетили музея Орсе воспринимают картину нормально. Но мы получали угрозы исламистов, которые говорят, что это неприлично для женщины. Судите сами», - прокомментировал Кодеваль.
Как картину воспримут в России, президент музеев не знает. Но он не боится любых реакций. Музей Орсе устраивает разные выставки. В том числе, на тему проституции. А вот как Олимпию все-таки оценят в России, рассказал куратор выставки Альберт Костеневич.
«Возможно, кого-то возмутит (обнаженная женская натура на выставке). Но я не думаю, что возмущение будет настолько сильным, чтобы заставить навредить картине. У нас хорошая охрана. Кроме того, у посетителей Эрмитажа есть привычка видеть обнаженную натуру», - отметил Костеневич.
«Речь всегда об эстетике. И эта тема остро прозвучала в 1865 году, когда в изображении женщин хотели видеть отзвуки античности. Мане увидел изобразил реальную женщину. И это оскорбило вкус людей, которые не тбыли к такому готовы, которые еще не научились видеть в искусстве обнаженное женское тело» - объяснил куратор выставки.
Стоит отметить, что помимо фамилий - Моне и Мане - схожи и судьбы живописцев. Оба родились в Париже. Эдуард - в 1832-м, Клод - на 8 лет позже. Оба стали художниками вопреки желанию родителей. Одному пророчили адвокатское будущее, а другого хотели видеть бакалейщиком. Но они стали основателями импрессионизма. Более того, они были приятелями и часто встречались в парижском кафе «Гербуа».
Кстати, некоторые их картины называются одинаково. Например, полотна «Завтрак на траве» или «Большой канал в Венеции». Названия одинаковые, но сюжеты немного разнятся. В целом, Эдуард чаще писал людей, а Клод - пейзажи. К тому же изображение у Мане более четкое, а у Моне - расплывчатое. Он предпочитал работать крупными широкими мазками. И во главу угла ставил эмоции и буйство красок.
Начавшись похоже, судьбы художников завершились по-разному. Широкого признания Эдуард дождался лишь к концу жизни. Он тяжело болел и умер в 51 год. Клод Моне пережил Эдуарда на 43 года. И ушел из жизни богатым и знаменитым.
И еще один нюанс.Чтобы проще запомнить, в каком случае фамилия Мане пишется через букву «а», а в каком через «о», надо смотреть на имя художника. Какая буква есть там, такая будет и в фамилии (Эдуард Мане и Клод Моне).
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»