Селфи у полотен: где можно снять себя на фоне вековых шедевров
В Русском музее можно увидеть крупнейшую за последние годы выставку автопортрета. Организаторы экспозиции решили немного покреативить и объявили конкурс селфи у полотен.
Претендентов на победу выбирали в номинациях «Сходство», «Диалог с картиной», «Приз зрительских симпатий» и «Особый взгляд». Чаще всего, по словам специалистов, зрители выбирают картины Карла Брюллова и Зинаиды Серебряковой.
Всего же на выставке представлено более 200 автопортретов. В этих работах есть и драма, и самолюбование, и хулиганство. Некоторых художников арт-сообщество знает именно по их необычным автопортретам.
«Художник хочет использовать свои возможности, чтобы оставить себя во времени и побеседовать с теми, кто будет смотреть на него спустя многие годы. Сначала автор общается с самим собой через зеркало – это может быть самоирония, самоанализ. Чем ярче и интереснее художник, тем больше в его автопортрете и личности, и времени», - считает директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.
Любимая работа директора Русского музея - «Мальчик на стуле» кисти Аркадия Петрова. По признанию Владимира Гусева, он напоминает ему себя в детстве, когда приходилось так же позировать фотографу.
В некоторых автопортретах зрители узнают себя, а в некоторых – знаменитостей. На полотнах Виктора Тихомирова можно разглядеть Бориса Гребенщикова или певицу Бьорк.
В России автопортрет как самостоятельный жанр зародился в 18 веке, однако работ того периода мало. Художники в основном писали портреты известных и богатых заказчиков. Запечатлеть себя живописцы стремились в эпоху романтизма, а в 20 веке популярность жанра снова пошла на спад.
«В разные эпохи этика была разная. В какие-то периоды считалось не очень приличным демонстрировать себя перед публикой. Для себя, как говорят - в стол, можно сделать что угодно. Художники продолжали писать себя, особенно те из них, кто не мог заплатить за натуру», - говорит заместитель директора по научной работе Государственного Русского музея Евгения Петрова.
Сегодня жанр автопортрета переживает очередной пик популярности, считают искусствоведы. Именно так они трактуют селфи-фотографии. Они не так изобретательны и сложны, как живописные работы, но совершенно точно отражают дух времени.