«Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего – Природа – боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним».
Впервые в России 13 сентября в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина откроется выставка работ легендарного итальянского художника Рафаэля Санти «Поэзия образа».
Как ни странно, но картины художника общей стоимостью в 100 миллионов евро доставили в Москву, да и в Россию, впервые. Ранее привозили только несколько работ мастера. В далеком 1955 году россияне смогли увидеть знаменитую «Сикстинскую Мадонну». В 1989 году была показана «Донна Велата», а в 2011-м выставлялась «Дама с единорогом».
Корреспондент «МИР 24» одним из первых увидел картины, которые будут выставлены на российской экспозиции, пообщался с послом Италии в России Чезаре Мария Рагальини и директором галереи Уффици Айке Шмидтом.
«Идея проведения такой большой выставки Рафаэля – это попытка посольства выйти на высший уровень показа итальянской живописи. Мы хотим показать, что не боимся сложностей. Руководители двух музеев тонко и точно почувствовали государственный масштаб такого мероприятия. Приходится говорить о том, какие огромные расходы нужно нести, когда организуется подобная выставка. За вашей спиной картины на сумму в 100 миллионов евро»,- сказал итальянский посол.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ ВЫСТАВКА РАФАЭЛЯ
Выставка Рафаэля станет приятным культурным событием как для ценителей высокого искусства, так и для простых романтиков. Это сегодня Рафаэль классик, а вот в начале XVI века ему удалось выступить новатором в живописи, придав визуальную осязаемость идеям ренессансных гуманистов, соединив воедино поэзию и живопись.
Московская экспозиция Рафаэля - это, в-первую очередь, портретные образы, о чем и говорит ее название «Рафаэль. Поэзия образа». Основной отличительной чертой портретов итальянского живописца является переход от частного к целому. Именно благодаря ему родился новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное узнаваемыми чертами конкретного человека является одновременно обобщенным образом своего времени.
Интересно, что несмотря на весь романтизм, художник не изображал своих моделей идеальными. Он мог исключительно правдиво передать не самые привлекательные черты лица. Но при этом даже такие недостатки он наполнял высшим смыслом, следую своему понимаю всемирной гармонии, в которой случайное - это часть вечности.
Идеалом художественного совершенства для Рафаэля являются ангелы и святые, именно поэтому черты их лиц, кожа, волосы выглядят особенно мягко. Кажется еще немного и Мадонна вместе с младенцем сойдет к нам с холста.
КАРТИНЫ, НА КОТОРЫЕ НАДО СМОТРЕТЬ ДОЛЬШЕ
По-словам директора галереи Уффици Айке Шмидта, все без исключения картины Рафаэля несут высокую культурную ценность.
«Если бы меня попросили оценить ту или иную работу Рафаэля по школе от 0 до 11, то я бы сказал, что нет таких работ, которые оцениваются ниже 11 баллов. Для нас было очень важно организовать транспортировку картин так, чтобы с ними ничего не случилось», - сказал он.
Однако несмотря на это, у каждого художника есть работы, останавливаться рядом с которыми хочется дольше.
Мадонна Грандука
Так же известная, как «Мадонна и младенец». Пожалуй, самая выдающаяся картина московской выставки. Образ Богоматери на полотне стал эталоном изображения Девы Марии в творчестве Рафаэля. Композиции присуще влияние Леонардо да Винчи: Мадонна и Младенец выступают из темного фона картины, их связь - это нежная и чувственная любовь. Это чувство Рафаэль изобразил в жесте Младенца - он обнимет рукой Мать, но взгляд его устремлен на зрителя.
Автопортрет
Еще одна знаковая картина выставки - это портрет самого Рафаэля в молодости. Здесь мы видим, насколько точно правильные юношеские черты лица гармонируют с элегантной одеждой. Впоследствии автопортрет итальянского творца вдохновил художников последующих столетий на создание собственных изображений.
Экстаз Святой Цецилии со святым Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной
Пройти мимо этой картины невозможно, так как она самая крупная из представленных. Этот шедевр является, пожалуй, самым классическим произведением мастера. Во многом являясь противоречивым, как по содержанию, так и по изображению.
ЧЕМ ЕЩЕ УДИВИТ ВЫСТАВКА
Выставку идеально дополняет звуковое оформление, которое было создано специально для экспозиционного зала. Авторы композиции попытались реконструировать повседневную жизнь мастерской художника. Звуки передают, казалось бы, самые обычные и необходимые действия в создании картин: подготовка холста, смешение красок, движение инструментов, звуки карандаша.
Выставка Рафаэля будет открыта до 11 декабря 2016 года.
Екатерина Дегтерева
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»