Прошедший в Ереване саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) получился одним из самых таинственных за всю историю организации. Больше двух часов обсуждений за закрытыми дверями, несколько десятков подписанных документов и практически никаких заявлений для прессы, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Драгнев.
Серж Саргсян лично встретил Владимира Путина в аэропорту. В резиденцию лидеры отправились в одной машине. О чем говорили - неясно. Как позже выяснится, на саммите и без этого загадок достаточно.
Раньше в резиденцию приехали главы МИД и Министерств обороны. ОДКБ - блок не военный, потому и надевать китель как-то не к лицу. Даже Сергей Шойгу был в костюме. Но протокола придерживаются - министры шагают не по красной дорожке, а заходят с черного входа. Ничего личного - просто оттуда к залу заседания ближе. На нем должна была решиться судьба генсека Николая Бордюжи. Для него, впрочем, это не повод расслабляться.
«Мы предложим совершенно новый проект - это создание единого списка террористических организаций ОДКБ. Мы отработали механизм. Ни в одной из международных структур в мире механизма формирования единого списка террористических организаций, которые бы признавались террористическими на территории всех наших стран, нет. Я очень надеюсь, что будет принято решение о создании центра кризисного реагирования. Мы завершаем работу по его монтажу, строительству в Российской Федерации», - сообщил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.
На ежегодных встречах говорят о тревожных вызовах как внешних, так и внутренних. ОДКБ держит руку на пульсе. Вместе обсуждают проблемы - наркотрафик, террористы, вербовка. Вместе и борются. Безопасность 300 миллионов граждан ОДКБ который год в центре внимания.
О том, что ОДКБ что-то грозит, так сразу и не скажешь. Ни оцепленного города, ни людей с автоматами. Оружие не сложили, но в случае чего держат наготове. Хотя в Ереване, кажется, все спокойно.
На пороге резиденции президентов лично встречал Серж Саргсян. С Александром Лукашенко даже обнялись. Но Нурсултан Назарбаев простудился и пропустил саммит. Его роль взял на себя премьер-министр Бакытжан Сагинтаев. Прием еще никогда не был таким стремительным. Совместное фото на память - и решать вопросы. Подальше от прессы и подольше - почти три часа лидеры совещались в узком составе. Раскрывать детали обсуждения перед прессой лидеры не стали.
Долгое совещание только добавило интриги. А тут еще стало известно о подписании 24 документов. Причем частью - секретных. Расширенный состав прошел вообще без заявлений. У Сержа Саргсяна не работал микрофон, зато Александра Лукашенко услышали все.
«Мы констатировали все, что ОДКБ никто не хочет признавать, особенно НАТО. Видите ли, организация не та», - отметил президент Беларуси/ Александр Лукашенко не просто высказал недовольство. У белорусского лидера и решение нашлось.
«Если мы будем их просить, чтобы нас признали, так все и останется. Нам надо поступить таким образом, чтобы заставить их признать нашу организацию! Чтобы наша организация вышла на довольно серьезный уровень, чтобы ее уважали. Не боялись – уважали», - отметил Лукашенко.
Аргументы впечатляют. Под ружье готовы встать почти миллион солдат, 30 тысяч танков и БМП, больше 2000 самолетов и вертолетов. Плюс коллективные силы оперативного реагирования. Минимум по батальону или бригаде от каждой страны.
Но ОДКБ кулаками не машет. Хотя поводов более чем достаточно. Так, в рядах сирийских боевиков воюет около 10 тысяч выходцев из СНГ. О них знают, но в Арабскую республику ОДКБ не спешит, в отличие от, как выразился Александр Лукашенко, своего контрпартнера.
«Мы не позиционируем себя, как НАТО, как глобальный игрок, как игрок, которому везде чего-то надо и везде он во что-то хочет вмешаться. Мы занимаемся безопасностью наших стран. И ни в коем случае не смотрим на другие государства или на другие направления. Поэтому нас бояться не надо, с нами надо сотрудничать», - заявил генсек ОДКБ Николай Бордюжа.
Сотрудничать пока не получается. То тут, то там вырастают системы ПРО - еще одна угроза, которую обсуждали в тайне от прессы. Как тут договориться с НАТО? Калибры и интересы не совпадают.
Николай Бордюжа пост за собой сохранил. Председательство пошло по алфавиту к Беларуси. Отсутствие заявлений - тоже результат. Все-таки безопасность - дело почти интимное. Потенциальный враг детали знать не должен.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе