В среду, 16 ноября, в столичном Манеже открылась выставка советского военного плаката – «Война глазами очевидцев. Фронтовой рисунок и плакат». Дату выбрали неспроста – в этот день 75 лет назад произошел тот самый подвиг героев-панфиловцев, о котором спорят до сих пор. Об этом и об опасности фальсификации истории на открытии высказался министр культуры Владимир Мединский.
«Бои шли несколько дней, но именно этот день вошел в историю как бой 28 панфиловцев. Через две недели Красная армия перешла в наступление и нанесла объединенным силам Западной Европы во главе с фашистской Германией первое в истории Второй мировой войны сокрушительное поражение. Настолько сокрушительное, что фашисты еще долго не могли его осознать, а Гитлер выпустил приказ «ни шагу назад», пытаясь восстановить дисциплину.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Мединский извинился перед Райкиным
В чем опасность фальсификации истории, происходящего на наших глазах пересмотра итогов Второй мировой войны. Дело не в том, что появляются какие-то фильмы и книги, бесконечный поток публикаций в мировых СМИ, какие-то выставки, которые последние десятилетия пытались доказать, что советский народ не был освободителем Европы, спасшим ее от средневекового варварства, что мы лишь сменили одну оккупацию другой <...> Мы задавались вопросом – почему все это происходит? Неужели дело в уточнении исторических неточностей, в том, что так важно выяснить, на какой момент боя их было 28? Или, может быть, их было 38? А может, в бой вступила полная рота, а осталось в живых 30 бойцов?
Конечная цель фальсификации истории, конечной целью всех тех, кто ставит под сомнение подвиг нашего народа, станет расчленение страны, лишение нас суверенитета, потому что только так, поселив информационный вирус в головах, поселив в сердце бацилу неверия, поселив презрение к своей истории, к своим отцам, можно разрушить страну, – заявил Мединский».
Кураторам выставки удалось собрать более 200 работ, созданных с 1941-го по 1945 год. Авторы многих из них – художники, служившие на фронте военными корреспондентами. Тут и воодушевляющие агитационные плакаты, в том числе знаменитая работа Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!», и зарисовки разрушений от Москвы до Берлина, и портреты людей в форме – от рядового солдата до генерала Жукова. Это рисованные документальные свидетельства страшных событий середины ХХ века и победного шествия Красной армии по Европе через призму искусства.
«Многожанровость представленных в экспозиции произведений гарантирует объективный взгляд на события тех лет, – сообщают организаторы. – Брутальному соцреализму академиков МОСХА противопоставлены фронтовые рисунки, сделанные буквально «на коленке», в окопах и землянках. Карикатуры на Гитлера в плакатах «Окон ТАСС» находятся в вечном диалоге с монументальными работами художников старшего поколения, в том числе классиков русского авангарда, например Роберта Фалька».
Одни из интереснейших экспонатов выставки – серия агитплакатов «Окна ТАСС», названных по аналогии с «Окнами РОСТА». Эти плакаты были призваны оперативно информировать советских граждан о событиях на фронте. Они расклеивались на стенах домов, на витринах, разбрасывались с самолетов над оккупированными Германией городами. Особенность этих плакатов в том, что рисовались они вручную. С помощью трафарета наносились клеевые краски, которые выглядели ярче печатных. А рисунок дополняли стихи, среди которых встречались строки Пушкина и Лермонтова.
Плакатами и зарисовками боев и разрушений экспозиция не исчерпывается – на выставке можно увидеть, казалось бы, мирную живопись из эвакуации – более спокойных, мирных красок, а также письма. Параллельно с выставкой фронтового рисунка и плаката в Манеже открылась интерактивная выставка «Война и мифы», посвященная событиям Великой Отечественной, которая дает возможность почувствовать себя пилотом боевого самолета.
Мария Аль-Сальхани
Подробнее в сюжете: Культтуризм