В Третьяковской галерее идут последние приготовления к открытию выставки шедевров мирового искусства с величественным названием Roma Aeterna – «Вечный Рим». Впервые Музеи Ватикана покажут в России лучшую часть своей коллекции – шедевры XII-XVIII веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции. Об этом проекте президент России лично договорился с папой римским Франциском еще три года назад.
Культурная связь Москвы и Рима сформировалась еще в XVI веке, и данный совместный проект – результат взаимодействия двух культур. Среди великих произведений, представленных на выставке, можно найти много аналогий и параллелей с русским искусством. Так, например, выставка начинается с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благославляющий», который очень похож на образ Спаса Вседержителя. Прежде он никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, это произведение интересно именно тем, что в нем есть корни как итальянского, так и русского искусства.
«Мы начинаем эту выставку с картины «Христос Благославляющий». Это икона, выполненная в XII веке, но восходящая к византийским образцам XI века, когда еще не было разделения на православие и католичество. И именно поэтому мы выделили для этой работы отдельный зал. Это как точка отсчета, которая показывает, что и русское искусство, которое представлено в здании рядом, и искусство итальянское питались от общего источника и отталкивались от общей иконографии и символики», - рассказывает директор Третьяковской галереи.
Центральный зал выставки, по словам Трегуловой, архитектор Сергей Чобан выстроил так, чтобы он повторял знаменитую площадь перед собором Святого Петра и абрис колоннады Бернини. Однако само помещение выставки небольшое, и много людей принять не в состоянии. «Мы ввели систему посещения по сеансам. Билеты будут продаваться по интернету - по 60 билетов на каждый сеанс. Сеанс длится 30 минут. И каждые 30 минут мы будем запускать новую группу зрителей. Кроме того, около 30 билетов мы будем выставлять на продажу в день посещения с тем, чтобы те люди, которые придут, смогли их купить. Таким образом, мы будем пропускать в час около 200 человек – не более», - объясняет директор Третьяковки.
«У нас были очень серьезные проблемы на выставке Айвазовского, связанные со спекуляцией билетами. Я сама лично поймала спекулянта, передала его в милицию, и через два часа он уже вернулся на свое «рабочее» место. Несмотря на дежурство полиции, законодательно нет никакой возможности привлечь этих людей к ответственности. Поэтому мы решили продавать билеты по интернету с тем, чтобы люди заполняли графу со своим именем и предъявляли некое удостоверение личности. Поскольку в первые три дня после объявления продажи 25-го октября все билеты до 1 января были проданы, сейчас мы начнем продавать их по интернету порциями. И следующая продажа откроется только 15-го декабря. Затем - 10-го января», - говорит Трегулова.
Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе - это величайшее собрание религиозной живописи. Кардинал Джузеппе Бертелло, губернатор Ватикана, приехавший специально на открытие выставки в Москве, заявил, что впервые за всю историю Музеев Ватикана произведения искусства вывезены в таком количестве.
«Это 42 шедевра, которые полностью представляют собрание картин Пинакотеки Ватикана. Впервые музеи Ватикана показывают шедевры XII-XVIII веков. Это историческое событие. И Папа Франциск дал нам на это свое одобрение. Мы убеждены, что в мире, который постоянно находится в конфликтах, искусство на религиозную тематику представляет собой надежду для всего человечества. Мы регулярно обмениваемся произведениями искусства с другими музеями мира. Через какое-то время часть этих картин поедет в Лиссабон», - рассказал кардинал Джузеппе Бертелло.
«Астрономические наблюдения» Донато Крети занимают отдельный зал. Эту серию преподнесли в дар папе римскому, чтобы церковь одобрила занятия астрономией. Заместитель директора музея Ватикана Барбара Ятта отметила, что помимо астрономических произведений, которые выставлены в маленьком зале, все остальные произведения имеют религиозный характер. Они полностью отражают дух собрания ватиканской пинакотеки. «Общее количество полотен в ватиканской пинакотеки – около 470 произведений. Таким образом здесь представлено только 10% из всей пинакотеки. И тот диалог, который вели ватиканские музеи с организаторами этой выставки, как раз позволил отобрать их», - говорит Барбара Ятта.
Напомним, выставка «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» побила рекорд выставки Серова. За 101 день работы ее посетили почти 600 тысяч человек. Однако в ближайшие несколько месяцев Третьяковскую галерею, похоже, ожидает такой наплыв посетителей, что сможет перекрыть даже «Девятый вал», который недавно был на выставке Айвазовского.
Отметим, «Roma Aeterna» – это только часть большого проекта. Уже в следующем году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть которой составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Тертьяковской галереи. Выставка продлится до 19 февраля 2017 года.
Татьяна Поддубская
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»