Первое, что видишь, подходя к парку над Ниагарским водопадом — это дым, поднимающийся над рекой. И далеко не сразу понимаешь, что дымное облако на самом-то деле — водяные брызги, всегда висящие над вечно шумящим водопадом. Кстати, шум водопада становится слышен куда позже. Вход в парк над Ниагарой расположен на уровне верхней части водного каскада, а шумит поток, падающий вниз с пятидесятиметровой высоты.
Традиционно считается, что смотреть на Ниагарский водопад стоит с канадской стороны, то есть с левого берега. Действительно, оттуда гораздо лучше видны все три водопада, которые, собственно вместе и составляют Ниагару — Американский, Фата Невесты и Подкова. Но у американского берега есть одно неоспоримое преимущество: туда гораздо проще попасть иностранцу, ибо визу в США сегодня получить куда легче, чем в Канаду.
Мне довелось увидеть Ниагару с американской стороны, и могу заверить, что и отсюда всемирно известный водопад выглядит более чем внушительно. К тому же американцы изо всех сил постарались обеспечить туристам хороший обзор (как это, впрочем, делается в любом месте в Америке, где есть хоть какие-то природные достопримечательности). Из парка, разбитого вдоль реки Ниагара, есть пешеходный — а чуть дальше и автомобильный — мост на Козий остров, который, собственно, отделяет самый большой водопад из трех - Подкову - от Фаты Невесты и Американского. На нем организована смотровая площадка, поднятая над уровнем воды примерно на метр. А в основном парке есть место обзора, которое возвышается над рекой чуть ниже водопадов на полсотни метров, и оттуда хорошо виден весь Ниагарский водопад.
Эта смотровая площадка одновременно — вход в лифты, которые очень быстро спускаются вниз, к пристани. Возможно, когда-то здесь был торговый причал, но сегодня тут швартуются туристические пароходики. Они подходят непосредственно к котловине водопада Подкова, лишь немного не доходя до стены падающей воды. Этот аттракцион стоит $18,25 (из которых $1,25 — плата за спуск на лифте) и называется Maid of the Mist, что дословно можно перевести как «Туманная прислуга» или, если хочется романтики — «Дева тумана». Возможно, второй вариант ближе к истине, если вспомнить, что один из трех водопадов Ниагары называется Фата Невесты.
Катание по Ниагаре ниже водопадов предприимчивые американцы организовали ровно 170 лет назад — в 1846 году. Конечно, с тех пор технические средства существенно изменились, и сегодня к стене Подковы подходят уже не деревянные гребные лодки на трех-четырех туристов, а двухпалубные туристические кораблики, носящие то же имя, что и сам аттракцион — Maid of the Mist. Старший из них, Maid of the Mist VI, начал свою карьеру в 1990 году, а более молодой Maid of the Mist VII — в 1997-м. Но различить их неопытным глазом невозможно: суда построены по одному проекту, и каждое берет на борт по 600 туристов за раз. Правда, мне повезло: мой рейс был куда менее многолюдным. Как правило, «Девы тумана» перестают ходить уже в первых числах ноября, и я никак не ожидал, что смогу прокатиться на них. Так же, видимо, думали и все остальные туристы, поскольку их наплыв был куда меньше обычного. Так что на судно поднялись в лучшем случае две с половиной сотни любопытствующих, которые и отправились в недолгое, но очень запоминающееся плавание.
Как только кораблик поравнялся с Американским водопадом, над водой появились многочисленные радуги. Нам повезло: день был солнечным, и радуг было достаточно, - одновременно можно было видеть по две, а то и по три. Причем здесь они возникали чаще и были видны дольше, чем возле Подковы, где водяная взвесь гораздо гуще. Именно возле Американского водопада понимаешь, почему соединяющий здесь США и Канаду автомобильно-пешеходный мост называется Радужным. Конечно, он не разноцветный, а выкрашен светло-серой краской, но его арка, на которую опирается полотно дороги, явно должна напоминать по форме радугу — и напоминает.
Как только «Дева тумана» разминулась с Фатой Невесты, пассажиры кораблика в полной мере осознали, для чего им при входе на пристань выдали безразмерные синие полиэтиленовые плащи-дождевики. Сюда порывы ветра доносили уже изрядное количество водяной пыли, моментально покрывшей все — от объективов фотоаппаратов до выступающих из-под дождевиков рукавов, штанин и обуви. И мне, обутому в ботинки из плотной кожи, оставалось лишь дивиться выдержке индусских девушек и женщин, согласно традиции носящих на ногах шлепанцы-«вьетнамки». Кстати, мужчины-индусы себя таким испытаниям не подвергали, обходясь вполне европейскими туфлями и кроссовками.
Каждую радугу и каждый порыв ветра, приносящий водяную взвесь, плывущие на кораблике встречали дружными криками восторга и неумолчным щелканьем фотокамер и смартфонов. И лишь когда «Дева тумана» подошла на минимальное безопасное расстояние к Подкове, даже самые эмоциональные туристы притихли. Очень уж внушительно выглядел водопад вблизи, где можно было видеть не только стену воды, но и камни, побитые и выглаженные падающей на них струей за многие века. И если сверху казалось, что водопад — это всего лишь падающий с высоты поток, то отсюда, снизу, стало понятно, что это беспощадная стихия, совершенно не замечающая присутствия человека. Впрочем, чему удивляться, если возраст Ниагарского водопада насчитывает 6 миллионов лет — а первые люди в этих местах появились не раньше чем 19 тысяч лет тому назад!
Кстати, за эти миллионы лет водопад прошел изрядное расстояние, сдвинувшись вверх по течению на несколько миль, временами проходя по три метра за год за счет эрозии ложа. Так активно «уходить» со своего места Ниагара перестала лишь после специальных работ по укреплению дна.
Пока посудина разворачивалась у подножья подковы и трогалась в обратный путь, ей навстречу от пристани с канадской стороны отошел очень похожий кораблик. Если не присматриваться к обводам судна, то возникало ощущение, что вся разница между ним и нашей «Девой тумана» лишь в цвете плащей-дождевиков: на канадском суденышке они ярко-красные. А когда кораблики поравнялись (сохраняя, правда, немалое расстояние между собой, как того требует безопасность), стала заметна еще одна деталь, демонстрирующая различие. Оба кораблика несут по два флага — на каждом есть и американский, и канадский; но на корабле флаг США расположен выше флага Канады, а на судне с туристами в красных плащах — наоборот. При этом, как потом выяснилось, с канадской стороны туристов катает американская компания, которая организовала этот бизнес совсем недавно: первые желающие отплыли от канадской пристани всего лишь три года назад! А до того туристы с канадской стороны, глядя на плывущих под ними «Дев тумана», смиряли свою зависть тем, что вид на водопады с их берега лучше…
Увы, катание на кораблике занимает всего каких-то полчаса, и вот уже пора сходить на берег и подниматься наверх. Можно опять воспользоваться лифтом, а можно подняться по тропе, с которой есть вход в пещеры за водопадами. Говорят, оттуда открывается замечательный вид на стену ревущей воды, несущейся в непосредственной близости от туриста. Но мне попасть туда не довелось: под конец сезона был закрыт даже вход на тропу. Закрытым оказался и вход в лифты на Козьем острове, которые ведут в те же тоннели. Что называется, вовремя нужно приезжать смотреть на Ниагарский водопад!
Впрочем, по отзывам опытных людей, туннель за водопадами — не самое занимательное зрелище. Куда более привлекательным и увлекательным бывает закат над Ниагарским водопадом. Канадский берег Ниагары застроен небоскребами, подходящими чуть ли не к самому обрыву, и на фоне заходящего солнца они выстраиваются в очень красивую линию на горизонте. Но особая прелесть ниагарского заката не в этом — а в причудливых тенях, которые закатное солнце рисует на водяной пыли. Каждый небоскреб отбрасывает свою тень, которая в два-три раза больше оригинала, и зрелище это по-настоящему потустороннее. Есть в нем что-то то ли от пейзажей из фильма «Властелин колец», то ли от программ «Дискавери» о таинственных пирамидах Центральной Америки. Главное — успеть подойти к берегу Козьего острова вовремя: солнце, особенно осенью, заходит быстро, и на то, чтобы поймать хороший кадр, у фотографа-любителя будет не больше получаса.
Причем ловить его нужно не с самой смотровой площадки на берегу Ниагары (оттуда хорошо смотреть на Подкову и бросать монетки в обещание следующего приезда), а чуть раньше, примерно от автомобильной стоянки на Козьем острове. В том же районе расположены и выходы из лифтов к заводопадным туннелям, так что весь визит можно неплохо спланировать заранее. В общей сложности, с покупкой билетов, входом на смотровую площадку у лифта, ожиданием посадки на кораблик и катанием на нем, возвращением наверх и переходом на Козий остров, - на все про все уйдет как минимум два часа. Плюс полчаса-час на спуск и возвращение из туннелей — вот уже и три. А солнце в ноябре садится около 16.30 — так что приезжать в американский городок Ниагара Фоллс (кстати, город на канадской стороне называется точно так же!) стоит никак не позже полудня. А если захочется еще и погулять по паркам, заглянуть в магазин сувениров в туристическом офисе на входе в них и там же перекусить, то рассчитывать нужно и вовсе часа на четыре.
Но и потраченное время, и потраченные деньги того стоят. В какой бы туристический аттракцион не пытались превратить Ниагарский водопад люди, им удалось в лучшем случае лишь подчеркнуть мощь и величие дикой природы. Вот за этим-то и стоит ехать к Ниагаре.
Антон Трофимов
Подробнее в сюжете: Как стать путешественником