Содружеству Независимых Государств - 25 лет. О настоящем и будущем СНГ в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал председатель Исполнительного комитета - исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
- СНГ - четверть века. За это время мир сильно изменился. Насколько эти перемены, на ваш взгляд, укрепили или, может быть, ослабили Содружество?
Действительно, позади 25 лет. 8 декабря 1991 года было подписано Беловежское соглашение, но откровенно скажу, что более значимой датой для СНГ является 21 декабря 1991 года, когда 11 советскими республиками была подписана Алма-Атинская декларация. Кроме того, в эти дни государства Содружества очень торжественно отмечают 25-летие своей независимости. Эти даты совпадают. Есть о чем сказать и в развитии СНГ, и в интеграционном сотрудничестве. Многие называют СНГ инструментом для цивилизованного развода и на первых порах, может быть, это было и правильно, поскольку Содружество благодаря коллективным усилиям предотвратило развитие ситуации на постсоветском пространстве по балканскому сценарию. Но когда мир был стабилизирован, установлен, настало время думать о том, как жить дальше вместе и выстраивать отношения. Проблем было очень много. И слава богу, коллективными усилиями многие из этих проблем удалось решить. Часть государств выступала за более активные тесные взаимодействия. И в последующем на площадке Содружества были созданные более тесные интеграционные объединения – это Союзное государство России и Беларуси, сначала Таможенный союз, а потом и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Те государства, которые были настроены на более тесное сотрудничество в сфере безопасности, создали Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В целом, оглядываясь на прошедшие 25 лет, можно дать позитивную оценку тому развитию, которое имело место быть. Содружество существует, работает и, самое главное, смотрит вперед.
- Необходимость существования такой площадки для сотрудничества с годами, по вашему мнению, сохранилась, исчезла или усилилась?
Мы связаны историческими узами, можно сказать столетними, географией, общей историей, экономическими нитями – в сфере транспорта, связи и т.д. Поэтому, на мой взгляд, наше взаимодействие - это объективная необходимость. Потому что намного проще находить и логистически, и психологически общий язык с соседями, чем с теми, кто живет далеко за тысячи километров, за океаном. Основа для сохранения, совершенствования, развития (хочу подчеркнуть - взаимовыгодного развития) связи есть. Нужна только политическая воля. Последние заседания совета глав государств, глав правительств подтвердили, что такая политическая воля есть.
- Среди скептиков есть мнения о том, что СНГ как международная организация уже давно работает формально. Каким главным аргументом вы можете им возразить?
Я не стал бы воспринимать слово «формально» как негатив. Потому что формально - означает в соответствии с договорами, соглашениями, принятыми на уровне глав государств, глав правительств. Я бы задавался вопросом - работаем мы эффективно или не эффективно. В этом контексте я с удовлетворением могу сказать о многих позитивных результатах нашей деятельности, особенно в 2000-е годы. В 2007 году была принята концепция дальнейшего развития СНГ на период до 2020 года. В развитие этой концепции через год была принята стратегия экономического развития Содружества. И в целом должен сказать, что там, где речь идет о конкретных практических делах, необходимых для наших стран и народов, там сотрудничество развивается, там можно говорить о позитивных результатах. Это и связь, и транспорт, и энергетика, и защита окружающей среды. Неплохо работают наши советы в сфере образования, культуры, здравоохранения. Каждый день в той или иной столице стран Содружества проходят встречи экспертов, специалистов, представителей государственных и общественных структур, которые обсуждают конкретные вопросы сотрудничества, взаимодействия, направленные на улучшение жизни жителей наших стран, на совершенствование нашего сотрудничества, на сохранение и укрепление нашей общности.
- Как вы уже сказали, за время существования СНГ на пространстве Содружества появились и новые площадки международного сотрудничества. Я имею в виду ЕАЭС, ОДКБ. Эти организации - соперники или партнеры?
У нас нет никакого соперничества. Мы искренне рады тому, что эти интеграционные объединения работают более тесно, более плотно, иногда более эффективно, чем СНГ, поскольку участники Содружества нередко расходятся в своих взглядах, подходах к взаимодействию. Позитивный пример в работе этих более тесных интеграционных объединений и для нас очень полезен. Многое мы берем из того, что уже достигнуто на более тесной площадке. Я бы еще сказал, что у нас идет тесное согласование и наших мероприятий, планов.
- Актуальный вопрос сегодняшнего дня: какое место в системе координат Содружества в настоящее время занимает Украина?
К глубокому сожалению, роль Украины в интеграционном взаимодействии в последние три года существенно снизилась, ослабла. Как человек, много лет проживший на Украине, и как человек, которого многое связывает с Украиной, я сожалею об этом и глубоко убежден, что взаимодействие в рамках СНГ выгодно Украине. В участии Украины в Содружестве заинтересованы все государства СНГ. На последних саммитах Содружества неоднократно высказывалась мысль о том, что нынешняя ситуация, будем надеяться, временная.
- Еще в прошлом году на встрече глав государств СНГ было принято решение о реформировании. На ваш взгляд, в каких реформах организация нуждается в первую очередь?
Да, действительно, в прошлом году на саммите глав государств СНГ в Казахстане было принято решение, выработан серьезный документ об адаптации Содружества к современным реалиям, который был подписан главами государств уже в этом году в Бишкеке. Примечательно, что это ни в коем случае не радикальное реформирование деятельности СНГ. Решением глав государств было подтверждено, что Содружество оправдало себя как уникальная международная организация, работающая как слаженный механизм (хотел бы это подчеркнуть). Поэтому зачем механизм, который хорошо работает, каким-то образом ломать, реформировать?! А вот привносить новации, совершенствовать нашу деятельность мы должны повседневно.
- Вы можете привести какие-то конкретные примеры первых шагов в этом направлении, первых новаций, которые необходимо делать уже сейчас?
Например, говорилось о том, что некоторые отраслевые советы (а у нас их более 70-ти по различным направлениям деятельности) соответствующим решением глав правительств были упразднены как неэффективные и потерявшие свою актуальность. Но хочу сказать, что в то же время жизнь диктует необходимость создания каких-то новых структур. Были созданы новые отраслевые советы - например, Совет руководителей подразделений финансовой разведки. Такие структуры появились в странах Содружества для отслеживания финансовых потоков. Появился Совет по антикоррупционной деятельности – тоже сама жизнь подсказала необходимость создания такого совета. Кроме того, финансово-экономические трудности, которые переживают не только в СНГ, но и во всем мире, побудили нас к сокращению и некоторых финансовых расходов. Несколько подсократили кадровый состав - это тоже было обусловлено финансовыми проблемами. И будем стараться, как это нам предписано, повышать эффективность деятельности всех структур СНГ.
- Каким вам видится будущее Содружества и может ли в перспективе организация расширится?
Сохранение и дальнейшее развитие сотрудничества в рамках СНГ – это жизненная, объективная необходимость для наших стран, наших народов. Поэтому я глубоко убежден в том, что Содружество сохранится, будет развиваться и далее совершенствовать свою деятельность. На площадке СНГ вполне могут появиться какие-то объединения или будут развиваться те более тесные объединения, которые уже существуют - это ЕАЭС, Союзное государство. Мы будем перенимать позитивный опыт друг у друга. В целом у меня есть основания для оптимистического взгляда на будущее СНГ.
- Спасибо, что ответили на наши вопросы!
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира