«Приходи на меня посмотреть» как призыв будущего
Молодой сибирский художник приковал к себе любопытные взгляды в Москве. Владимир Карташов смешал целые эпохи - так же непринужденно, как смешивает краски. Живописец из глубинки, воспитанный на канонах академической школы, превратил стены Центра современного искусства «Винзавод» в настоящую монументальную фреску. Наблюдать за его работой в режиме реального времени мог любой желающий. «Приходи на меня посмотреть» - необычный проект с таким названием развернулся на площадке молодого искусства СТАРТ.
«Эта выставка процессуальная. Огромная монументальная роспись создана всего на месяц - потом это все уничтожится, закрасится. Можно сказать, что работа родилась на мгновение. В данном проекте художник - не субъект, а объект, то есть он сам является инсталляцией. На протяжении всего процесса, начиная от контуров заканчивая последними мазками, я находился в галерее, и зритель мог приходить и смотреть на мою работу», - рассказал Владимир Карташов.
Глядя на тонкие бледные руки 20-летнего юноши со светлыми глазами, как будто самого сошедшего с полотен мастеров-славянистов, трудно поверить, что он в одиночку создал этот огромный эклектичный мир, где античность, классицизм XVIII века, советская масс-культура и футуризм, словно вросшие друг в друга, становятся единым целым. Разрывая тесные рамки формы, «Приходи на меня посмотреть» уже звучит как призыв будущего, адресованный современному поколению.
Все смешалось на «Винзаводе»… Шнурованные кеды а-ля next, выглядывающие из-под бального платья прекрасной дамы, космические шлемы, нахлобученные на кентавров, стада диких жирафов, разгуливающих в пролетах советских многоэтажек - кажется, ничто не в силах остановить ход времени, упорно прорывающегося сквозь массивный пласт исторического наследия.
«Я не отталкиваюсь от какой-то определенной концепции, а ориентируюсь на те визуальные образы, которые мне нравятся, и их компоновку. Зритель находит в изображениях что-то свое и впечатление формируется самостоятельно. Почему такие странные образы? Дело в том, что у современного поколения постмодернистское мышление. Даже когда смотришь телевизор - там много каналов, везде разная информация. Все это наслаивается друг на друга, перетекает одно в другое, поэтому нет ничего удивительного в том, что на моей фреске нарисована, например, женщина в кокошнике и старом платье на фоне планово застроенных «хрущевок» - все, как в наши дни», - поясняет Владимир Карташов.
Чем внимательнее рассматриваешь созданные художником причудливые силуэты, тем плотнее нагромождаются детали. Зрителя, неторопливо идущего вдоль галереи под медитативную мелодию, где архаичный рев древних животных перемежается с гулом электропроводов, в какой-то момент внезапно настигают пугающие лики завтрашнего дня - как предчувствие чего-то неизвестного, затаившегося впереди.
И чем дальше - тем сильнее тревога. Мужчина со связанными руками, который как марионетка болтается на нитках проводов, нисходящих из красного грозового облака, безголовый рыцарь с опущенными плечами, застывший ужас во взгляде олененка - все подчеркивает беспомощность перед лицом грядущего, прячущего свое лицо за виртуальными очками-масками. Апофеозом этого визуального путешествия становится замок, опоясанный колючей проволокой - то ли сказочный с изумрудной крышей, то ли из леденящих кровь кошмаров. Окна в нем заколочены, что только подчеркивает недостижимость познания будущего и его неизбежность - идти в это место не хочется, но все дороги ведут к нему.
«Даже для художника загадка, о чем он думает во время работы. Это вечный вопрос, на который нет ответа. Мне нравится, что на стенах появляются мои идеи, образы», - делится тайнами творческого процесса живописец.
Неудивительно, что выставка «Приходи на меня посмотреть» стала лидером по посещаемости. «Сколько бы ни было инноваций, люди приходят повзаимодействовать с выставкой. Для них это своеобразный аттракцион - все равно как покататься на карусели. Здесь живопись, которую нужно воспринимать. Ведь для большинства это закрытый мир», - отмечает Владимир Карташов.
Трансцендентные образы, выплывающие из-под кисти художника, не могут дать ответа на вопрос, какие именно метаморфозы ждут современный мир в целом и искусство в частности. Однако что касается живописи, то проследить тенденции можно уже сейчас, отмечает Карташов. Так, по его словам, будущее изобразительного искусства - за синтезом росписи, граффити и IT-программирования.
Итог этой масштабной работы зрители смогут увидеть 2 марта. Выставка завершится неожиданным перформансом. Кто такой живописец сегодня и есть ли для него место в современном арт-мире? На эти вопросы Владимир Карташов лично ответит присутствующим.
Татьяна Бузятова