На экраны российских кинотеатров 16 марта выходит фильм «После тебя» – история вымышленного артиста балета, который стал звездой, но после получения тяжелой травмы позвоночника прервал карьеру. За два дня до премьеры корреспондент «МИР 24» посмотрела фильм и узнала о том, как он создавался – об этом рассказали режиссер и сценарист фильма Анна Матисон, а также исполнитель главной роли (по совместительству – генеральный продюсер фильма) Сергей Безруков.
Получив тяжелую травму, артист балета Алексей Темников прерывает звездную карьеру и возвращается в свой родной Клин. Там он основывает танцевальную школу, где три раза в неделю ведет VIP-класс. Дела школы идут хорошо – родители приводят детей, чтобы те учились у мэтра, хотя сам он не испытывает интереса к их успехам и развитию – просто потому, что не видит среди учащихся особо талантливых танцоров. Ближе к середине фильма выясняется, что Алексей долгое время планировал постановку балета. Замысел, поражающий масштабностью, уже готов – показать в танце, как был сотворен мир. Отказаться от своей мечты 20 лет назад заставила травма – как выяснилось, теперь она прогрессирует, что заставляет героя все чаще задаваться вопросом «Что я оставлю после себя?». Причем открытым текстом он не звучит – зритель считывает его, наблюдая за напряженной работой мысли героя.
Темников – полностью вымышленный персонаж, и в основу фильма заложена иллюзия его реально существующей биографии. Мистификация создается во многом благодаря известным деятелям культуры, которые в фильме сыграли самих себя (Алла Духова, Валерий Гергиев и др.), а также узнаваемым местам действия – историческую сцену Большого театра, где Темникову отказывают в постановке балета, сменяет новое здание «Мариинки», куда его приглашают работать с труппой.
Не обошлось в фильме и без семейной драмы: девушка Марина ждет ребенка и просит Алексея жениться на ней и, в конце концов, сама делает ему предложение. Свадьба отменяется, когда Темников получает неожиданное приглашение из Мариинского театра. При этом воспринимает он это известие со свойственной ему сдержанностью и спокойствием – ровно с тем же хладнокровием бывший балетный артист выслушивает вердикт врача и истерики бывшей женщины.
По словам Анны Матисон, знание актерских способностей Безрукова очень помогло ей при съемках и дало ощущение творческой свободы. Она призналась, что написание сценария было нетрудным процессом, поскольку она знала, какие реплики будет произносить именно Сергей Безруков.
«Я увидела Сергея на спектакле «Похождение». Помимо драматической составляющей, в нем очень много пластики. Сергей слышит музыку, он невероятно пластичен и двигается во многом как танцовщик. Когда спектакль закончился, я спросила, неужели никто и никогда не использовал этих его возможностей. Он ответил, что нет, хотя выглядел как артист балета. Уже буквально к утру возникла идея персонажа», – говорит Анна.
Безруков подчеркнул, что «После тебя» – фильм не о балете, а о человеке, который своим стальным характером уничтожил самого себя – струсил, не смог побороть кризис в творчестве и жизни. Актер признался, что этот фильм – второй случай, когда сценарий был написал с учетом особенностей его актерской игры (первым был сериал «Есенин»). При этом черты, присущие Темникову, ему лично совсем не свойственны – тем самым роль открыла ему новые актерские возможности.
«Есть случаи, когда потрясающие танцовщики становятся хореографами. Мой герой струсил и за 20 лет ничего не сделал для своей профессии, которую он бесконечно любит. Он трус, и сам себе в этом признается. Звонок из Мариинки – это шанс, и он им, несмотря на трусость, воспользовался. Он фанат своей профессии – жертвует жизнью, чтобы его балет показали по центральному телевидению».
Говоря о процессе создания фильма, Безруков признался, что впервые на съемочной площадке «царила любовь и никто не ругался». Также он отметил, что самым желанным зрителем фильма мог бы стать выдающийся артист балета Михаил Барышников, жизнь и творчество которого вдохновили Безрукова на роль. Актер с нескрываемым восхищением назвал Барышникова своим кумиром.
«Мировой Хит-Парад»
Выразить перемены в жизни героя, как считает Матисон, удалось во многом благодаря техническим приемам. Первая часть фильма (50 минут) снята в сложной одноплановой манере, во второй использован классический монтаж, в третьей – намеренно ускоренный, свойственный клипам. Такая техника, как справедливо заметили зрители, использовал также мексиканский кинорежиссер Алехандро Иньяритту в оскаровском фильме «Бердмэн». Матисон сказала, что сравнение с нашумевшей кинолентой лестно для нее, хотя бюджета, как у «Бердмэна», фильм не имел. Особенный прием помог передать ощущение времени, которое то тянется, то бежит. Матисон пояснила, что манера съемки была задумана еще в момент написания сценария: важно, чтобы зритель таким образом увидел события одного дня, который тянется бесконечно. Самая длинная сцена фильма, снятая одним планом, состоит из восьми эпизодов.
В финале фильма Темников исполняет танцевальный номер, который он поставил. Этот момент для Безрукова оказался самым сложным, поскольку нужно было танцевать в кадре. Все классические прыжки в фильме вместо него исполняет дублер. При этом интересно, что постановка балета «Симфония в трех движениях», которую по сюжету ставит Темников, снималась во время реальных репетиций и была включена в репертуар Мариинского театра. Балет поставил известный молдавский хореограф Раду Поклитару.
«Это потрясающее ощущение: к своим 43 годам сыграть столько ролей и, выдохнув, сказать себе: «Получилось». В этом возрасте уже сложно найти что-то новое в профессии, возникает ощущение, что ты, вроде бы, все уже сыграл. Но в этом фильме я вновь почувствовал себя дебютантом. Честно говоря, я сам, отсматривая материал, себя не узнаю».
Дебют Анны Матисон в кино как сценариста и режиссера произошел в 2008 году – она выпустила короткометражку «Настроение улучшилось» на текст одноименного произведения Евгения Гришковца. Результатом ее дальнейшего сотрудничества с автором стал полнометражный фильм «Сатисфакция». Также она работала над фильмами «Елки-2», «Елки-3», «Млечный путь». Фильм «После тебя» вошел в конкурсную программу международного Токийского кинофестиваля. В октябре Матисон дала интервью ведущему передачи «Культ личности» телеканала «МИР» Григорию Заславскому, где рассказала, что в скором времени планирует снять молодежную комедию о студентах и хочет, чтобы она получилась не хуже советского фильма «Я шагаю по Москве».
Алла Смирнова
Подробнее в сюжете: Культтуризм